В Ходжейлиском районе Каракалпакстана был выкорчеван столетний карагач, занесенный в Красную книгу, чтобы сельчане и рабочие не отдыхали в его тени.
В Каракалпакстане начало июня – это сезон мобилизации рабочих предприятий и учреждений на сельхозработы.
Согласно этой традиции несколько рабочих одного из предприятий районного центра Ходжейли были направлены на работу в фермерское хозяйство «Замин У», что в поселке Сары-Чунгул - на прополку и прореживание хлопчатника.
Наработавшись в сорокаградусную жару, рабочие, чтобы немного перевести дух, всегда садились под карагач, который рос на краю поля, даря людям большую прохладную тень и радуя их своим величием и красотой.
Но так получилось, что когда рабочие, спрятавшись от палящего солнца, отдыхали в тени дерева, мимо них по дороге проезжал министр сельского и водного хозяйства Каракалпакстана Фархад Ерниязов.
Как рассказывают очевидцы, министр, увидев отдыхающих под тенью карагача мобилизованных на прополку рабочих, рассвирепел, начал кричать на людей, почему они не на поле, а расселись под гужумом (как называют каракалпаки карагач). Затем, Ерниязов начал топтать дастархан, с разложенным на нем скромным пайком.
Рабочие перед разъяренным министром не стушевали, а нанесли ему контрудар. Забросав его комками земли.
Капитулировав перед рабочими, министр Ерниязов, видимо, поехал прямиком в Нукус к председателю Верховного совета Каракалпакстана Мусе Ерниязову.
Как рассказывают люди, в тот же день в районе 16 часов на дороге около красавца карагача стояли глава Каракалпакстана Муса Ерниязов и представитель Кабинета министров Узбекистана в Каракалпакстане по фамилии Бакиров, что-то обсуждая.
«Позже, когда начало смеркаться, подъехал огромный экскаватор и за несколько минут от почти векового гужума ничего не осталось», - вспоминает тот грустный день хозяин близлежащего дома.
По его словам, ему уже за пятьдесят лет, а когда он только учился ходить, карагач уже был большой-большой.
Более подробными данными о том, как уничтожали старый карагач, владеет председатель Каракалпакстанской секции Международной организации прав человека Салиджон Абдурахманов.
По его данным, экскаватором «Ягуар», принадлежащим Ходжейлийскому отделу управления «Туямуюн водовод», управлял Хурсанд Жуманиязов, и приказ ему был отдан его непосредственным начальником Уринбаем Балтабаевым.
Как подтверждает Жуманиязов, он выполнял приказ вне рабочего времени и за выкорчевывание карагача денег не получал, а свалкой дерева непосредственно руководили один из заместителей хокимов и прокурор района.
Уничтожение дерева нанесло большую обиду жителям поселка Сары-Чунгул. «Карагач был частью истории нашего аула, теперь вместе с ним стерта и память о многих благородных людях», - вздыхают жители поселка.
Некоторые из людей злятся на собственное малодушие и трусость, упрекая себя за то, что никто из жителей поселка не вышел на защиту дерева.
Сегодня на месте старого карагача уже посеян хлопчатник, растение, которое ценят нынешние руководители Каракалпакстана и Узбекистана больше всего. И какое им дело до какого-то векового карагача. Сообщает Uznews.net