Четверг, 12.12.2024, 11:47



























































Меню сайта
Наш опрос
Ваше мнение о сайте
Всего ответов: 100
Главная » 2007 » Июнь » 11 » ПРОДАЖНОЕ УЗБЕКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОДАЖНОЕ УЗБЕКСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
19:01

С каждым годом высшее образование в Узбекистане все больше погрязает в коррупции, и выход из сложившейся ситуации лишь один - в изменении всей экономической и политической системы страны.

С материальной составляющей высшего образования будущие студенты сталкиваются уже при поступлении в вузы. Предположим, что на одном из факультетов университета для абитуриентов выделено 100 мест – 40 бюджетных и 60 на контрактной основе. Но еще перед тестовым экзаменом до абитуриентов доходят слухи о том, что, предположим, 10 бюджетных мест уже занято, то есть родители 10 молодых людей о своих чадах позаботились заранее.

И после экзамена, как правило, эти 10 человек возглавляют список 40 поступивших бюджетников, то есть будущих студентов, которые будут получать стипендии. Начиная с номера 41 и до 100 в этом списке значатся контрактники, то есть студенты, которые, наоборот, за свою учебу будут платить (в среднем, около 500 тысяч сумов в год). Остальные поступавшие выходят из игры.

Впрочем, и у них есть шанс попасть в число студентов, подав заявление на, так называемый, «дополнительный контракт», зачисление на который проводится где-то в октябре, то есть после начала учебного года. Но здесь речь идет уже о совершенно других деньгах. Поступить на «дополнительный контракт» стоит от 2 тысяч «вечно зеленых единиц» и выше. Здесь количество мест неограниченно – были бы деньги.

Да и то, чтобы ограничиться этой суммой, то есть двумя тысячами долларов, необходимо иметь блат максимально ближе к верхушке гигантской пирамиды мздоимства. В противном случае, стоимость поступления будет в несколько раз выше.

В этой пирамиде зарабатывают все: от посредника, приведшего платежеспособного студента, далее через руководство вуза вплоть до руководящего состава Министерства высшего и среднего специального образования. Конец цепочки приходится на заместителя министра, являющегося племянником небезызвестного Салима – одного из главных мафиози Узбекистана. Хотя, трудно предположить, что сам министр остается не у дел – кушать-то всем хочется.

Обо всем этом «Uznews.net» рассказала преподаватель одного из ташкентских университетов. Назовем ее условно Ферузой, без отчества, хотя, каждому из студентов она годится в матери. Ни ее настоящего имени, ни предмета, который она ведет, ни даже названия вуза мы разгласить не вправе – на карту поставлена, без преувеличения, жизнь человека.

«Там крутятся такие огромные деньги, что если узнают, кто источник информации, моя жизнь не будет стоить и ломаного гроша», - утверждает Феруза.

Поступив в вуз, студент постепенно узнает «цену» каждого из преподавателей. «Иванов стоит 10 тысяч, Петров – 8 тысяч, а Сидоров – 9», - такой разговор в пору сессии можно подслушать среди студентов в автобусах, маршрутках и студенческих общежитиях.

«Извините, а сколько вы стоите?» - спросил меня один из вконец обнаглевших студентов. И очень удивился, что я денег не беру. Для меня главное, чтобы студенты что-то вынесли с моих занятий в своих головах, но некоторые никак не могут этого понять. Они даже представить себе не могут, как это преподаватель не берет взяток - на фоне почти поголовного мздоимства», - рассказывает Феруза.

По ее словам, каждая отметка имеет свою цену. «Отлично» у большинства преподавателей стоит около 20 тысяч сумов, «хорошо» - 15-16, а «удовлетворительно» - 10-13 тысяч сумов. И большинство студентов в учебе не заинтересованы. Зачем учиться, если можно всю сессию «закрыть» за деньги? Получая «троечную» стипендию в 20 тысяч сумов, студенты вполне за время семестра могут скопить необходимую сумму для погашения сессии.

Тем более, что в данной ситуации ходить на лекции необязательно. Многие так и делают – устраиваются куда-нибудь на работу, а в институте появляются лишь во время сессии.

На вопрос, зачем платить за каждый предмет в отдельности, не легче ли сразу купить готовый диплом, если он уж так необходим, Феруза отвечает, что для того, чтобы получить диплом, студент должен числиться во всех документах, во всех ведомостях и журналах на протяжении всех четырех лет обучения, и в его зачетной книжке напротив каждого предмета должна стоять подпись преподавателя.

Каждая ведомость или простая зачетка имеют юридическую силу, поэтому, пусть даже формально, но студент должен числиться в компании ему подобных, даже если он не посещает лекции во время семестра. При этом, ему во время сессии по преподавателям бегать вовсе необязательно – достаточно «отстегнуть» 200 (или около того) долларов декану или проректору, и все необходимые подписи в зачетке возникнут сами собой.

«Многих своих студентов я в течение семестра вообще не вижу. В этом году у меня накопилось целых 40 «мертвых душ». Всем им я наотрез отказалась ставить какие-либо отметки. Большинство из них с горем пополам смогли хоть что-то рассказать на экзамене, но несколько человек боролись со мной до последнего. Один прямо так и заявил: куда вы денетесь – все равно поставите, а нет, так это сделают за вас другие!» - продолжает свой рассказ Феруза.

Давление исходило отовсюду – со стороны заведующего кафедрой, проректора и самого ректора вуза. И даже простые преподаватели настоятельно советовали «не спорить и не упираться – все равно бесполезно». В результате, Ферузе пришлось уступить, но своей рукой в зачетках она так и не расписалась.

По мнению Ферузы, существует несколько причин сложившейся ситуации в вузах. Первая – чрезвычайно низкая зарплата преподавательского состава. Сама она – педагог с 30-летним стажем, имеющая ученую степень, получает около 100 тысяч сумов ($ 75-80) в месяц. И если бы не репетиторство, приносящее ей основной доход, вряд ли свела бы концы с концами.

Но главная причина – глубже. Тотальной коррупцией охвачены все слои общества современного Узбекистана, и все финансовые цепочки ведут на самый верх – к руководству страны. Если ты не берешь взяток и не делишься ими со своим начальством, которое, в свою очередь, должно поделиться со своим, то ты просто выпадаешь из этой обоймы, как не подходящий по калибру патрон.

Поэтому большинство руководителей различных рангов вынуждены подстраиваться под сложившуюся систему. «А иначе как объяснить, что молодой мужчина, назначаемый заместителем декана, уже через 2-3 года покупает «Нексию», в двери которой с трудом протискивает свой отяжелевший живот?» - задается вопросом Феруза.

А с другой стороны и студенту зачастую нет никакого прока от знаний – его знания никому в этой стране не нужны. Получив диплом, он, скорее всего, попадет под крыло необразованного ожиревшего начальника, которому более умные подчиненные не нужны.

Вот и получается, что, если рыба гниет с головы, плавникам также ничего другого не остается делать. Следовательно, нужно менять эту голову, обрубать ее на корню, проще говоря, менять всю систему жизненных ценностей и приоритетов в этой стране. Иного выхода, похоже, нет.

Просмотров: 707 | Добавил: VladiKush | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь новостей
«  Июнь 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024