Что может быть общего между Музеем Лувр в Париже, Британским Советом,
Японским агентством по международному сотрудничеству и фондом им.
Сьюзан Комен, одним из мировых лидеров по борьбе с раком молочной
железы? Если ваш ответ "Гульнара Каримова", то вы правы.
В последний год или около того старшая дочь руководителя Узбекистана,
Ислама Каримова, активно старается прослыть влиятельной
покровительницей искусств и благодетельницей всех и вся. Главным
средством достижения поставленной цели на ниве благотворительности
служит ей основанный в 2004 году Фонд Форум, призванный "содействовать
возрождению мощного духовного наследия, национальных традиций узбекского
народа, консолидации творческого потенциала видных деятелей
общественности и культуры". Гульнара Каримова является председателем
данной структуры, которая, по мнению ряда критиков, стала оказывать
слишком большое влияние на культурную жизнь Узбекистана.
Фонд Форум и Гульнара Каримова привлекают в последнее время большое
внимание международной общественности. Так, 19 апреля фонд объявил о
подписании им меморандума о сотрудничестве с Музеем Лувр, согласно
которому взаимодействие между двумя организациями "будет развиваться по
целому ряду направлений, включая обмен специалистами, совместные проекты
по организации выставок, конференций, семинаров… как во Франции, так и в
Узбекистане, а также развитие сотрудничества в сфере археологии,
реставраторского дела, восточного антиквариата и исламского искусства".
Кроме того, в последние дни критике подвергся фонд им. Сьюзан Комен за
организацию совместно с Каримовой 1 мая в Ташкенте Форум-марафона по
сбору средств на исследования проблемы рака молочной железы.
Хотя, по утверждению представителей фонда им. Комен, они работают не
напрямую с Фондом Форум, а со сторонней организацией, уже ясно, что
известие о проведении ими совместных проектов не замедлило вызвать
негативный резонанс. По утверждению критиков, взаимодействие с Каримовой
в любом отношении работает на упрочение режима ее отца, неизменно
причисляемого правозащитными и наблюдательными организациями к категории
самых жестоких и репрессивных режимов в мире.
"Всем известно, что Фонд Форум Гульнары Каримовой является
пиар-инструментом. Просто позор, что Лувр потворствует массовым
нарушениям прав человека [в Узбекистане], – сказала EurasiaNet.org
Шахида Тулаганова, бывший корреспондент "Би-би-си" в Узбекистане, ныне
проживающая в Лондоне. – Отношение к ней нанесет ущерб имиджу самого
Лувра".
Пресс-центр Лувра в Париже не отреагировал на неоднократные просьбы
EurasiaNet.org о комментарии. Следует отметить, что на сайте музея нет
ни слова о партнерстве с Фондом Форум.
Однако международные связи фонда – не единственный скандальный
момент, связанный с его деятельностью. Влияние фонда на искусство и
культурную жизнь Узбекистана стремительно превращается в предмет
серьезной озабоченности – хотя и главным образом среди обозревателей,
живущих за пределами Узбекистана. На взгляд некоторых из них, Фонд Форум
создает новые художественные реалии в стране, где главным критерием
является прихотливый вкус одного человека, а именно Гульнары Каримовой.
Как во времена советской власти в искусстве возник новый жанр –
соцреализм, так и в современном Узбекистане формируется новое
эстетическое направление – каримовский реализм. Это стиль, поклонниками
которого является немногочисленная горстка избранных, имя которым –
политическая элита Узбекистана.
"Фонд Форум доминирует в культурной жизни Узбекистана. Он подмял под
себя большинство структур в сфере культуры, включая союзы артистов и
художников. Подобное доминирование нередко удушающее действует на
независимое искусство, – говорит бывший репортер "Би-би-си" Шахида
Тулаганова. – Расточительные культурные мероприятия Фонда Форум,
оплачиваемые, возможно, из кармана налогоплательщиков, идут на благо
представителей городских элит, у которых имеются деньги и время, чтобы
наслаждаться искусством и культурой. Для абсолютного же большинства
граждан Узбекистана культурная деятельность фонда ровным счетом ничего
не значит".
Деятельность фонда подчеркивает раскол между "сокращающейся
космополитической культурной элитой" и "элитой из числа традиционалистов
с их начинающими укореняться ограниченными взглядами на узбекскую
культуру", – отмечает научный сотрудник Гарвардского университета Лаура
Адамс (Laura Adams).
"Эта организация отражает вкусы и приоритеты одного-единственного
человека, но в этом не было бы особой проблемы, будь это действительно
частный фонд, – сказала Лаура Адамс EurasiaNet.org. – Но поскольку
данный фонд во многом служит заменой финансированию, прежде поступавшему
по линии министерства культуры, его можно считать полуофициальной
структурой, а его деятельность должна быть более прозрачной и
подотчетной, нежели сейчас".
У фонда, официально называющегося Фонд "Форум культуры и искусства
Узбекистана", есть свои защитники. Так, один ташкентский журналист,
пожелавший остаться неназванным, утверждает, что данная организация
оказывает позитивное воздействие. "Фонд позволяет процветать талантливым
деятелям искусства, – говорит этот журналист, освещающий вопросы
культуры в одном из государственных изданий. – Он также оказывает
финансовую и материальную поддержку многим местным бедствующим мастерам,
которые получают возможность продавать свои работы за границу".
Превращение Гульнары Каримовой в филантропку, возможно, само по себе и
является пиар-ходом. В последние годы она собрала вокруг себя множество
различных людей, включая академиков, дипломатов, представителей мира
моды, футбольных импресарио и музыкальных див. Некоторые из ее
предприятий доставили ей немало неприятных минут за рубежом, в
частности, в связи с акциями протеста, имевшими место в сентябре
прошлого года, вынудившими организаторов отменить показ ее коллекции на
Неделе моды в Нью-Йорке. Кроме того, как явствует из обнародованных
WikiLeaks дипломатических депеш, благодаря своим начинаниям Каримова
удостоилась звания "самой ненавидимой личности" в Узбекистане.
Если Каримова действительно пытается улучшить свой имидж на родине с
помощью своего фонда, то ничего из этого, похоже, не выходит. Как
свидетельствует проведенный в Узбекистане выборочный соцопрос, она
по-прежнему является объектом всеобщего презрения. "Со своим элитным и
гламурным образом жизни, неподобающими одеяниями и экстравагантными
украшениями Гульнара олицетворяет собой ценности, противоречащие
скромности и добродетельности, которые должна олицетворять собой
узбекская женщина", – говорит бывший учитель из города Фергана.
http://russian.eurasianet.org/node/59317
|