Улица Сайилгох некогда была самой
суетливой в узбекской столице, а сквер Революции был ее самым
романтичным уголком. Теперь же это едва ли не самое скучное место в
Ташкенте. Петр Бологов побродил по помертвелым Бродвею и Скверу и
повспоминал, как здесь раньше бурлила жизнь.
текст:
Петр Бологов
фото:
Тимур Карпов
В Ташкенте, если поехать на
метро от станции "Чиланзар" в сторону станции "Максим Горький"
и выйти на станции "Мустакиллик майдони" ("Площадь Независимости",
бывшая "Площадь имени Ленина"), то окажешься в самом центре города. Можно
доехать и до станции "Амир Тимур", бывшей "Октябрьской революции",
но тогда окажешься с другой стороны центра. Разумеется, речь идет не о деловом
центре, который рассредоточился по всем ташкентским базарам, и не об
официальном, государственном центре, культурном или каком-то другом. Хотя
именно здесь расположены Сенат, Служба национальной безопасности (ранее КГБ), министерство
финансов, бизнес-центр, гостиницы, ЦУМ, множество памятников, музеев и целый
каскад фонтанов.
Речь сейчас пойдет о
совершенно другом - не столько туристическо-глянцевом, сколько о духовном
центре узбекской столицы. Те, кто бывал в Ташкенте, поймут: это улица Сайилгох
("бульвар, место народных гуляний", бывшая Карла Маркса), более
известная как Бродвей, и сквер, более известный как Сквер. Просто Сквер.
Бродвей - пешеходная
улочка длиной метров в 800. Начинается она прямо у здания СНБ. Расположенный
напротив него фонтан раньше пользовался большой популярностью у жителей города:
на окружавших его лавочках отдыхали после работы (не только сотрудники
госбезопасности), пили пиво, дети даже купались в фонтане. Далее Бродвей
следует мимо самого модного в Ташкенте во все времена ресторана "Зерафшан",
пересекает одноименную улицу (в советские времена - Кирова, позже - Мустафы
Кемаля Ататюрка) и упирается в Сквер, ныне носящий имя Тамерлана, а в прошлом -
сквер Революции. Под этим именем и прошла его золотая пора.
В XIX веке это место называлось Константиновской
площадью, потом - Кауфмановским сквером. Соответственно трансформировался и
монумент в центре сквера. Сейчас там восседает на лошади Тамерлан. Раньше здесь
располагалась могила генерал-губернатора
Туркестанского края Константина Петровича Кауфмана. Затем останки победителя
бухарцев и хивинцев перенесли в военный Спасо-Преображенский собор, а в сквере
установили памятник Кауфману. После Октябрьской революции его демонтировали, а
на оставшийся постамент водрузили некую пролетарскую инсталляцию из знамени и
пушек. Их сменил "Серп и молот", потом - колонна с лозунгом "Октябрь
- маяк мировой революции. 1917 - 1927". Ее, в свою очередь, заменили сначала
на Ленина, а потом и на Сталина. В начале 1960-х Сталина закономерно отправили
в утиль и вернули колонну, которую местные жители, лишенные былого пиетета к
октябрьским лозунгам, прозвали "русско-узбекский словарь". Только в
1968 здесь появился Карл Маркс - и продержался до 1993 года. "Превращается
в прах за кумиром кумир", как писал Омар Хайям.
Сквер революции. 1968 год. Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости
...Сквер и Бродвей,
получивший свое американизированное название, разумеется, с легкой руки стиляг
60-х, были излюбленными местами отдыха ташкентцев. В советские времена в сквере
были два кафе и ресторан. Позже на их месте устроили фонтаны. На Бродвее же
точки общепита после развала Союза размножились несказанно. К середине 90-х
годов по улице было не пройти не проехать: фарцовщики, художники, продавцы
антиквариата, игрушек и произведений местных ремесленников, аттракционы, кафе,
рестораны, плов прямо на улице, прилавки с десятками видов шашлыков - все это
делало Бродвей самым оживленным местом не только Ташкента, но, пожалуй, и во всей
Средней Азии. Именно здесь, к слову, впервые появились двойники антиподов:
Ленина и Гитлера, позже переехавшие в Москву и сделавшие там шумную карьеру.
Если "фишкой"
Бродвея была именно эта бурная жизнь, то у Сквера было другое направление. Под
кронами деревьев царила романтика. Причем широчайшего диапазона - это место
было чрезвычайно популярно и у влюбленных парочек, и у проституток. Но главной
достопримечательностью Сквера были вовсе не они, и не кафе с фонтанами, и не
продавцы семечек, и даже не памятник Марксу. То были столетние чинары
(платаны).
Деревья были знатные.
Несколько метров в обхвате, они помнили первых туркестанских губернаторов,
революцию 1917 года, Осиповский мятеж, польскую армию генерала Андерса, толпы
эвакуированных советских граждан, землетрясение 1966 года и влюбленных Родиона
Нахапетова с Анастасией Вертинской. В 2009 году власти пошли на
кощунственный шаг - спилили чинары. Теперь от Сквера осталось одно название:
посреди огромной пустой площади, кое-где засаженной кустиками, высится конная
статуя Тамерлана, а там, где когда-то жители Ташкента и приезжие прятались от
жары, бродят туристы и работники коммунальных служб.
Уничтожение чинар в Сквере
стало, похоже, самым осуждаемым поступком узбекских властей за все время
независимости (если не считать, конечно, событий в Андижане). "Вырубку
ташкентского сквера русские не простят Каримову никогда, - считает известный
узбекский фотограф-документалист Умида Ахмедова. - Что говорить - люди, чье
детство и юность прошли в Ташкенте и которые давно не были в этом городе,
просто отказываются верить в то, что на месте Сквера теперь зияет проплешина".
Мотивы властей при этом
остаются загадкой, хотя предположений высказывается множество. Изначально
озвученная официальная версия гласила, что чинары были обречены - дескать, их
атаковали какие-то чересчур прожорливые жуки-короеды. Ташкентский городской
комитет по охране природы сообщил, что за последние годы короеды в городской
среде мутировали и угрожали пожрать вообще все зеленые насаждения в столице.
Помимо жуков, причинами вырубки называли и проституток, облюбовавших Сквер.
Впоследствии, правда, возобладала другая официально озвученная версия: чинары
срубили, поскольку они не вписывались в новый генплан развития города.
Однако оппозиционно
настроенные граждане отказывались верить и в проституток, и в короедов - они
все больше склонялись к мысли, что чинары пострадали из-за чрезмерной
мнительности президента страны, решившего ликвидировать потенциальное убежище
демонстрантов в случае возможных народных волнений. Наводить порядок на
открытом пространстве всегда проще, чем в дремучем лесу. По этой же причине,
уверяют оппоненты Ислама Каримова, были срублены вековые деревья в Самарканде и
других городах, а также на мусульманских кладбищах. Другие, также не
относящиеся к поклонникам президента, настаивают на более прозаической версии:
чинары, мол, продали на пиломатериалы.
Каковы бы ни были причины
вырубки Сквера, деревья жаль. Как жаль и тот дух настоящего Ташкента, который
ушел вместе с ними. Тем более что почти одновременно с работами у подножия
Тамерлана власти взялись и за Бродвей. Нынче это довольно-таки малолюдная пешеходная
улица, вся жизнь теплится лишь на крохотном пятачке, где еще можно посмотреть
на картины местных художников и прицениться к бюсту Ленина. А когда-то здесь продавали
мотоцикл BMW времен Второй мировой. Причем
за какие-то несчастные (для туриста) 500-600 долларов.
Поесть и попить на Бродвее
нынче можно лишь в одном кафе, если, конечно, вы не собрались растратить все
свои сбережения и заглянуть на чашечку чаю в пугающий прейскурантом "Зерафшан".
Но традиционное "Покушать не желаете?", которое тут раньше слышалось на
каждом шагу, теперь вовек не услышишь. Там, где когда-то стоял Железный Феликс,
теперь скачут белки, а в самом конце улицы можно встретить неизменную пару
лебедей. Пасторально, но скучно. Теперь Бродвей - одна из самых спокойных улиц
города, что вполне соответствует соседству с местной "Лубянкой".
Теперь, если вам доведется
привезти в Ташкент кого-то, кто ни разу не был в этом городе, ведите его на
Бродвей или в Сквер только в том случае, если он готов поскучать и пожариться
на солнышке. Впрочем, если вы знаете достаточно историй про это место, то это
оживит вашу прогулку. Вот здесь, скажете вы, торговал, к примеру "папа
Бродвея" - легендарный дядя Юра, которого знали все ташкентские неформалы;
а вот тут расхаживал Гитлер-Шишкин; а в этом месте обычно пел песни бард по
прозвищу Хоббит.
Знать прошлое - конечно,
хорошо, но жить-то надо настоящим и будущим. Наверное, поэтому у тех, кто
помнит старый Бродвей и вековые чинары в Сквере, есть надежда, что жизнь сюда
еще вернется.
http://strana.lenta.ru/uzbekistan/skver.htm
|