Объявленные в сентябре 2011 года изменения в системе прописки в Ташкенте на жизнь граждан Узбекистана,
желающих стать столичными жителями, практически не повлияли: город
остается закрытым для выходцев из других регионов республики, а с
сентября 2011 года закрыта в этом плане и Ташкентская область. По мнению
экспертов в сфере прав и свобод человека, правительство республики
ведет двойную игру: с одной стороны развивает законодательную базу, с
другой - усиливает контроль над внешней и внутренней миграцией, ущемляя
при этом законные права граждан.
Прописку закрыли теракты
Приток иногородних граждан в Ташкент власти стали жестко контролировать после терактов в феврале 1999 года. 26 февраля того года президент страны Ислам Каримов
издал указ № УП-2240 «О совершенствовании паспортной системы Республики
Узбекистан», в соответствии с которым МВД разработало инструкцию, где
говорится, что постоянная прописка в Ташкенте осуществляется на
основании мотивированного заключения специальных комиссий по вопросам
прописки, созданных при хокимиятах (администрациях) районов узбекской
столицы.
Следует отметить, что в самом указе не содержалось каких-либо
ограничений для граждан Узбекистана, желающих прописаться в том или ином
месте, а сама прописка должна была носить уведомительный характер:
«Прописка граждан – это регистрация органами внутренних дел в
установленном законодательством порядке факта постоянного либо
временного проживания лица в определенном месте жительства на территории
Республики Узбекистан. Постоянная прописка производится в случаях,
когда лицо намерено постоянно проживать по определенному месту
жительства». Именно на эти определения советуют обратить особое внимание
специалисты в области прав и свобод человека в Узбекистане.
«Понятие «регистрация» - означает не разрешение, а просто
фиксирование в документах. «Когда лицо намерено…» - то есть, когда этого
пожелает конкретный человек, а не государственный орган. Это важно
понимать», - комментирует руководитель Экспертной рабочей группы (ЭРГ)
Сухробжон Исмаилов.
Но на практике постоянную прописку в столице стали предоставлять
только на разрешительной основе. Ташкент в одночасье превратился в
закрытый в этом плане город для большинства выходцев из других регионов
страны. На протяжении последних тринадцати лет желающие жить в столице
граждане Узбекистана испытывают серьезные сложности с получением
постоянной прописки, без которой практически невозможно приобрести
жилье, устроить детей в школу, получать социальные выплаты, найти работу
в госорганизациях и учреждениях.
На постоянную прописку в столице могли рассчитывать лишь госслужащие,
сотрудники МВД, переведенные из областей Узбекистана на работу в
Ташкент, а также семьи, в которых один из супругов уже имеет постоянную
столичную прописку. Нотариусам запретили оформлять сделки по
купле-продаже жилья в Ташкенте, если покупатель не имеет постоянной
столичной прописки. Тем не менее, иногородние граждане находили выход
из ситуации: к примеру, покупали квартиры и оформляли их на имеющих
ташкентскую прописку родственников и знакомых, затем те оформляли на них
«дарственную», и провинциалы становились полноправными жителями
столицы.
О коррумпированности созданных в 1999 году спецкомиссий по вопросам
прописки и фантастических суммах взяток неоднократно сообщали
независимые зарубежные СМИ. Так, в марте 2010 года веб-сайт Uznews.net
писал, что «по данным источников из правоохранительных органов,
«подпольная» прописка в Ташкенте сегодня стоит $5000 и выше. Хотя еще
пару лет назад ее можно было «устроить» за $3000-3500». Отдав «кому
надо» требуемую сумму, вопрос со столичной пропиской можно решить за
считанные дни.
Формальные новшества
Формальные подвижки, касающиеся регистрации граждан в узбекской
столице, начались летом 2011 года. 14 июля нижняя палата Олий Мажлиса
(парламента) предложила новый закон «О перечне категорий лиц – граждан
Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе Ташкенте и
Ташкентской области». 26 августа 2011 года закон был одобрен Сенатом, а
15 сентября 2011 года подписан президентом Исламом Каримовым.
В законе перечисляются категории граждан, которых разрешается
прописывать в столичном регионе. Это, в частности, люди, имеющие в
Ташкенте или области жилье; родственники постоянно прописанных - по
прямой линии в первой и второй степенях родства; супруг (супруга)
имеющего постоянную прописку - при условии совместного проживания не
менее одного года; люди, избранные в представительные органы
государственной власти, а также члены их семей (супруг, супруга, их
дети, не имеющие своих семей); граждане, ранее уже имевшие постоянную
прописку в Ташкенте или области; высококвалифицированные специалисты,
специалисты узкого профиля, приглашенные на работу в государственные
организации; военнослужащие, обеспеченные жильем, и члены их семей.
Стоит отметить, что принятый закон противоречит 28-й статье
Конституции Узбекистана, гарантирующей право на свободное передвижение
по территории республики, въезд и выезд из нее, а также статье 18,
гласящей, что все граждане Узбекистана имеют одинаковые права и свободы и
равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка,
религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного
положения (то есть, независимо от местожительства и наличия прописки).
16 февраля Кабинет Министров принял постановление «О мерах по
реализации Закона Республики Узбекистан «О Перечне категорий лиц –
граждан Республики Узбекистан, подлежащих постоянной прописке в городе
Ташкенте и Ташкентской области». Согласно этому постановлению, не
упомянутые в перечне нового закона категории граждан не подлежат
постоянной прописке в столице и столичной области, а нотариальное
удостоверение и государственная регистрация сделок по купле-продаже,
обмену, ренте, отчуждению с условием пожизненного содержания и дарению
жилья в Ташкенте осуществляется только в тех случаях, если приобретающие
жилье уже имеют столичную прописку.
Начиная с августа 2011 года, в Ташкенте никого не прописывают,
документы на постоянную прописку в столице от граждан не принимают, в
районных и городском паспортных столах даже нет соответствующего
кабинета: согласно президентскому указу от 22 сентября, спецкомиссии при
хокимиятах по вопросам прописки упразднены, их функции переданы органам
внутренних дел, районным и городскому ОВВиОГ (отдел въезда-выезда и
оформления гражданства).
Прошло уже почти полгода, а ситуация так и не приведена в соответствие с законодательством. Как сообщает Подробно.Uz
со ссылкой на начальника Юнусабадского РОВД, процедуры прописки в
Ташкенте и Ташкентской области до сих пор не начаты и откладываются
минимум еще на полтора месяца, то есть - до середины апреля, а сейчас
проводятся внутренние процедуры, связанные с подготовкой всех
необходимых документов для начала реализации нового закона о прописке.
Безопасность превыше прав и свобод?
По мнению руководителя ЭРГ Сухробжона Исмаилова, в системе прописки,
по сути, ничего не изменилось, «так как в новом законе – все старое, те
же категории лиц. Просто раньше это было в Положении о спецкомиссиях и
внутриведомственных актах МВД, а сейчас перенесено на уровень закона,
выглядит более солидно. Власти теперь могут на него ссылаться, говоря,
что у нас идет либерализация во всех сферах жизни, в том числе и в сфере
регулирования свободы передвижения».
«Режим прописки был заложен в Узбекистане указом от 1999 года — после
терактов. Из соображений безопасности руководство страны решило
временно закрыть город. Однако действие этой временной меры длится уже
тринадцать лет. В нашем случае критерий временности очень важен. Ведь
вместо того, чтобы убрать эти ограничения, власти их только усиливают.
Раньше только Ташкент был закрытым городом, сейчас уже и Ташкентская
область», - подчеркнул Исмаилов.
По его мнению, новые изменения в законодательстве дают сразу несколько результатов.
«Первый - это ограничение внутренней миграции. Многие молодые люди -
потенциальные трудовые мигранты, не имея достаточно денег, чтобы выехать
на заработки за рубеж, стремятся в Ташкент, где хотя бы как-то можно
заработать на ежедневные расходы. Между тем, приближается период смены
высшей власти в стране, и присутствие в столице большого количества
молодых, малограмотных, недовольных нынешним положением вещей граждан
нежелательно», - поясняет глава ЭРГ.
«Во-вторых, поскольку вопрос прописки ограничивает людям свободу
передвижения внутри нашей страны, этот институт дискриминирует одних
граждан Узбекистана по сравнению с другими. Сюда же относится вопрос
ОВИРа – получения гражданами Узбекистана разрешения на выезд. Оба этих
вопроса рассматриваются через ракурс статьи 12 Международного пакта о
гражданских и политических правах. Узбекистан подписал его в 1995 году.
Согласно этому документу, прописки и «выездной визы» не должно быть
вообще», - поясняет С.Исмаилов.
Он отметил, что это одни из самых обсуждаемых тем во время
международных переговоров узбекского правительства с официальными
делегациями и иностранными партнерами. Глава ЭРГ напомнил, что в 2005
году Комитет ООН по правам человека в своих заключительных выводах и
рекомендациях по итогам рассмотрения доклада правительства Узбекистана о
выполнении обязательств по Международному пакту указывал на
необходимость отмены института прописки вообще - «это пережиток
советского тоталитарного режима» (который, кстати, осложняет жизнь и
жителям ряда постсоветских стран, в том числе России и Казахстана).
Аналогичное заключение плюс рекомендация повторно были высказаны в 2010
году, когда узбекская делегация снова поехала в Комитет ООН по правам
человека с очередным докладом.
«Чтобы отменить институт прописки, никакие финансовые расходы не
понадобятся. Это можно осуществить одним волевым указом или законом, так
как это один из видов гражданской свободы и государство должно
соблюдать его неукоснительно. Право на жизнь, свобода вероисповедания,
свобода передвижения даны природой и государство не должно посягать на
них. В данном случае, изменилось только название нормативного акта -
«закон» - и зона его охвата: добавилась еще и Ташкентская область. Но
для основной массы населения ничего не изменилось, и постоянная прописка
в столице остается заветной мечтой многих жителей страны», -
констатирует Сухробжон Исмаилов.
Александр Бенуа
Международное информационное агентство «Фергана»
|