Статья Елены Рябининой «И не могу - читаю до конца», опубликованная на «Фергане» 21 февраля 2012 года, вызвала шквал комментариев,
в которых отразились все взаимные исторические претензии и стереотипы
россиян и жителей Центральной Азии. И если статья была о том, что
граждане Узбекистана, Таджикистана или Кыргызстана
не могут получить в России статус беженца - им в лучшем случае просто
откажут, а в худшем - экстрадируют, - то в комментариях начали
обсуждать, «а чего они вообще сюда едут».
Мы публикуем ответ Елены Рябининой комментаторам. Заметим, что обычно
мы так не делаем: отвечать тем, кто не понял, о чем статья, довольно
бессмысленно, можно только посоветовать перечитать. Но комментарии ясно
продемонстрировали, что не только миграционные службы и силовики не
желают вникать в суть проблем и чихать хотели на принятые законы и
подписанные Россией международные конвенции. Самим россиянам на все это
тоже плевать. Людям кажется, что выгнать азиатов обратно в «свой
мустакиллик» - это достойный и справедливый ответ на давнее «езжай своя
Россия», кем бы ни был этот азиат и какие бы пытки его ни ждали на
родине. Что правосудие - не в законе, а в такой кривой, но свершившейся
«мести».
Что тут скажешь… Только то, что написала в ответ Елена Рябинина, руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека.
* * *
– Ты кто тут такой?
– А ты кто такой!
– А по морде?
– Сам дурак!
– Дурак – это ты, а я тут местный.
– Где – тут? Вот здесь уже я местный, а ты тут уже козел.
Такая примерно дискуссия
развернулась в комментариях к моим заметкам о том, как российская
миграционная служба с неизменным успехом уворачивается от обязанности
объективно исследовать обстоятельства тех, кто просит убежища в России.
О чем только ни потолковали заинтересованные читатели – и кто кого
кормил во время Великой Отечественной; и что, где и почем продавалось в
незабвенные времена; и кто кого куда посылал, когда совок лопнул,
забрызгав все вокруг продуктами своего метаболизма; и даже чьи скины
скинее – тоже обсудили. В общем, перетерли все, что угодно, кроме того, с
чего началось – почему плохо, что закон «О беженцах» в России не
работает.
Ох, не стану я, пожалуй, о вечных ценностях – гуманизме, сострадании,
презумпции невиновности и иже с ними. Попробую-ка лучше по-другому.
Господа хорошие, хочу сообщить вам по секрету одну страшную тайну –
только чур, никому, ладно? Статья была вовсе не о том, где живется лучше
– в России ли, в Европе, Узбекистане, Америке или на острове Пасхи. И
не о дружбе народов на просторах СНГовии. И не о том, все ли поголовно
искатели убежища – действительно беженцы, не затесался ли среди них
кто-то нехороший. И даже не о том, нужны или не нужны беженцы России –
тут уж поздно пить боржоми, потому как думать об этом надо было без
малого 20 лет назад, когда в 1993 году Российская Федерация
присоединялась к Конвенции ООН 1951 г. «О статусе беженцев».
В этот раз я писала вообще не о беженцах и не о странах их исхода, а о России. И этот, как выразился один из комментаторов, «ушат грязи на нашу страну» – ровно то, что она, страна наша, производит своим правоприменением.
Можно, конечно, стараться пробегать мимо этого благоухающего сосуда, и
желательно, на выдохе. Только вот беда – мимо одного, может, и удастся
проскочить, но ведь не об другой, так о третий споткнешься непременно. И
если кто полагает, что паралич какого угодно из законов в государстве
может быть частным случаем – мой привет ему и горячие поздравления!
Надеюсь, у него все в порядке с принадлежащими ему по неотъемлемому
праву российского гражданина социальными гарантиями, трудовыми и
жилищными правами, не говоря уже об избирательном. Его бабушки-дедушки
как сыр в масле катаются на свои пенсии, дети в школе рядом с домом
бесплатно получают блестящее образование, участковый доктор назубок
знает имена и анамнезы всей семьи, а при встречах с полицией наш
благополучный уникум с трудом сдерживает порыв подарить цветы хранителю
порядка за безупречную защиту себя и домочадцев. Все правильно, ничего
не забыла?
Только вот таких благополучных почему-то встречается в нашей с вами
России все меньше и меньше, зато ушатов – ровно наоборот. И меня как-то
не устраивает, что они уже чуть не на каждом перекрестке. Странно, но не
нравится, что из них уже хлещет через край, заливая и Конституцию, и
все законы и международные договоры, вместе взятые, ну и конечно, нас с
вами заодно. И не думаю, что, следуя дремучему принципу «не колыхни»,
можно хоть что-то продезинфицировать – по крайней мере, ни одного такого
примера в истории не попадалось, а вот противоположных – сколько хошь.
Может, все-таки, стоит приоткрыть крышки, да в каждый десятиведерный
сосуд – по паре горстей марганцовки?
Лучшей марганцовкой в таких случаях оказывается закон – разумеется,
если применять его в точном соответствии с его же духом и буквой, а не
декламировать навзрыд, задвигая в дальний угол при любом колебании
внутри- или внешнеполитической погоды на дворе. Оно, конечно,
прискорбно, что частенько приходится убеждать в этом наших
правоприменителей через Страсбург, наказывая за их непонятливость
российский бюджет на десяток-другой тысяч евро. Честное слово, самой
жалко – а что делать? Иначе-то выходит себе дороже (смотри выше).
Арифметика – она же, зараза, штука бескомпромиссная: деление беззакония
на ноль неизменно оборачивается его же бесконечностью.
Теперь, как говорится, вернемся к нашим законам – например, к тому из
них, который «О беженцах». Штука в том, что он, как и Женевская
Конвенция 1951 г., требует предоставлять убежище тем, кого в стране
исхода преследуют за их политические или религиозные взгляды, расу,
этническую принадлежность или принадлежность к неугодной властям
социальной группе. И ничего он не говорит ни про «национальную память
поколений», в которой всегда можно нарыть сколько угодно взаимных обид,
ни о том, чтобы беженец выбирал себе новую родину по этническому или
конфессиональному признаку – ничего подобного. Куда смог выбраться – там
и проси убежища. Потому как сам смысл слова «беженец» означает, что
человеку не до жиру: ему бы безопасность и защиту, а остальное все
приложится. Про социальные гарантии скромно умолчу, хоть и они там
как-то прописаны – они у нас, как известно, для многих прописаны, но об
этом тоже см. выше.
В нем, в этом законе, ни слова нет о том, почем были в приснопамятные застойные годы «эти самые пылесосы, стиралки и холодильники»,
о которые спотыкался мой читатель в Оше и не спотыкался в Новосибирске,
и откуда они тогда в Киргизии взялись. Молчит он и о том, «как сам Узбекистан относится к людям, попросившим убежища в этой стране», и о том, кто, кому и почему 20 лет назад кричал «езжай своя Россия».
И неудивительно, что молчит, т.к. это закон Российской Федерации, а не
Узбекистана и не Киргизии. И насчет депортаций узбеков из Швеции он тоже
ничего не упоминает – небось, по той же причине.
Ну что ж, давайте тогда определяться с приоритетами. Что будем во
главу угла ставить: чтобы в России законы перестали быть романсами для
Чайки (генпрокурора РФ - ред.) с оркестром под художественным
управлением дирижера Бортникова (директора ФСБ РФ - ред.) и стали
разумным, понятным и недвусмысленным сводом правил, по которым можно
комфортно и предсказуемо жить в этой стране? Или, все-таки, утром –
прекращение депортаций из Швеции, а все остальное – можно и вечером?
Сдается мне почему-то, что вряд ли большинство соотечественников
предпочло бы второй вариант. А раз так, то кричать: «А у вас негров
линчуют!» - в ответ на то, что в нашем собственном дому не все ладно –
только доказывать, что мы не самые худшие в мире. Ну, если это – предел
мечтаний, то все в порядке: пока на белом свете есть Пхеньян, нашей
национальной гордости ничто не угрожает.
Дальше поехали – зато ближе к телу. Думаете, если предоставлять
беженцам этот статус в России, от нас убудет? Ну да, мы же точно знаем,
куда идут наши налоги до последней копейки, потому и уверены, что,
принимая беженца, Россия оторвет что-то от нас с вами, не так ли? А от
кого ж еще-то – не от обслуги же, которая обливается потом, «как рабы на
галерах», и все – во имя нашего с вами блага и здравия, потому как
«любит всех». Бюджет наш транспарентен аженьки до рези в глазах и каждой
бабе Мане в Вологодской губернии ясен, как стеклышко. А что молоко она
последний раз брала в ларьке у станции аж с прошлой пенсии – так это как
раз потому, что беженцы все выпили. Одним словом, если в кране нет
воды, то причем тут водопроводчик, ДЭЗ и ЖКХ в целом?
Может, все-таки, если той самой, упомянутой выше, марганцовки в ушат сыпануть, то и самим полегчает, и на беженцев останется?
Теперь немножко о том, кто ж они такие – эти самые беженцы. Чувствую
путаницу в читательском сознании, которое рисует их этаким обобщенным
ненасытным гастарбайтером с террористическим уклоном. Ну, давайте
разбираться.
Ненасытный гастарбайтер – это, разве что, в смысле «ни разу не
насыщался». Есть среди них и такие – те, которые приехали сюда на
заработки, причем вполне законно, и ни о каком убежище не помышляли до
тех самых пор, пока не выяснилось, что в их отсутствие дома насочиняли
против них страшенные обвинения. Они называются «беженцами на месте».
Есть и другие, действительно бежавшие из своей страны, потому что
угроза подобных преследований уже нависла над ними неотвратимо, а иногда
и повторно. А единожды вкусив сего блюда, добавки просят редко.
В комментах к прошлой статье был совершенно резонный вопрос: откуда я
знаю, что обвинения липовые – материалы дел изучала, что ли? Вы будете
сильно смеяться, но таки изучала и изучаю – все, что есть в
экстрадиционных делах в отношении наших заявителей. И такого в них
иногда вычитываю, что никакому Конан Дойлю не снилось.
Хотите примеры? Извольте.
Один заядлый экстремист сподобился посягнуть на конституционный строй
Республики Узбекистан аж в начале 1990-го – т.е. года за полтора до
Беловежских соглашений, когда ни Республики Узбекистан, ни ее
конституционного строя и в помине не было. Другой изверг угрожал
безопасности своей родины тем, что помогал продуктами женам и детям
осужденных земляков. Про третьего уже упоминала – страшный исламский
экстремист так здорово отметил освобождение из-под экстрадиционного
ареста, что оказался в состоянии позвонить своему адвокату только на
следующее утро, но и тогда у него все еще «заплетык языкался».
Четвертый, спасая раненых во время Ошской резни,
обнаружил продажу лекарств из международной гуманитарки – ну и загремел
в розыск с подачи продавца. Пятый умудрился тогда же, в тех же краях и
обстоятельствах зверски убить женщину ровно за сутки до того, как ее муж
последний раз говорил с ней по телефону.
Так что, рассказки – рассказками, а частенько сами обвинительные
документы оказываются лучшим подтверждением того, что обращение человека
за статусом беженца более чем обоснованно, потому как на его уголовное
дело даже белых ниток не хватило. И не увидеть этого можно только в
одном из двух случаев: либо тщательно зажмурившись, либо исполняя
команду не видеть. Но причем же здесь закон?
Ну, и напоследок, все-таки, не удержусь от лирики. Кто бы объяснил,
почему при слове «беженец» надо первым делом вспоминать, как кто-то
когда-то обидел тебя в Ташкенте, и срочно проделывать то же самое с
совсем другим человеком уже в Москве? Чтобы, не приведи, господи, не
оказаться чуток умнее и добрее обидчика? Хоть убейте, не пойму, почему
разговор об убежище непременно должен скатиться к базару, где каждая
торговка вовсю нахваливает себя саму и свои лепешки, одновременно
поливая последними (или, если с претензией на интеллигентность, то
предпоследними) словами соседку и ее пирожки? Что хотите доказать,
господа – что все мы произошли от прародичей, которые метили свою
территорию и загрызали чужаков? Кто бы спорил.
Но ведь с тех пор появились кой-какие дополнительные средства коммуникации, кроме зубов и клыков. Почему бы не воспользоваться?
Елена Рябинина, руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека
Международное информационное агентство «Фергана»
|