Российская пресса, зацикленная на страданиях русскоязычного населения
в среднеазиатских независимых государствах, с поразительным равнодушием
относится к судьбе других нетитульных народов, проживающих на
территории новообразованных государств. Даже откровенный геноцид
узбекского населения, проведенный на юге Киргизии с поистине
немецко-фашисткой педантичностью, организованный практически на
государственном уровне, в сочетании со средневековой жестокостью,
породил в российских СМИ только один вопрос: а не задел, ли этот
межнациональный конфликт русскоязычную диаспору?
Парадокс истории заключается в том, что русскоязычное население,
практически поголовно изначально связанное с государственной,
производственной и военной сферой, имеющее теоретическую возможность в
любой момент сбежать на историческую родину, находится в достаточно
выгодном положении. От него не требуют полной интеграции с титульной
нацией, активно используя русских чиновников в качестве инструмента там,
где требуются технические знания или четкое выполнение государственных
функций (от строительства гидроэлектростанций и сбора налогов, до охраны
заключенных и складов с боеприпасами).
Что касается представителей других нетитульных национальностей, то их
положение в отдельных среднеазиатских государствах с каждым годом
становится все более невыносимым, а политика становления «великих
микроимперий» превращает их в граждан даже не второго, а третьего сорта.
Особенно тяжелой становится повседневная жизнь нетитульной нации, когда
его «родное государство» начинает негласное противоборство за влияние в
регионе с соседними странами.
О причинах межнационального конфликта в Киргизии уже написано немало.
Отмечу только, что узбекское население юга страны в полной мере
использовало все преимущества перехода к рыночным отношениям. Оставив за
«истинными кыргызами» борьбу за власть, административные кресла,
милицейскую и воинскую карьеру, оно взяло в свои руки торговлю, ремесло и
земледелие. В итоге его процветанию завидовали не только киргизы, но и
многое узбеки других государств Средней Азии.
Но рано или поздно, захватив административную власть, отощавшие
чиновники при поддержки люмпен-пролетарских «истинных кыргызов», должны
были потребовать свою 100% долю от экономического пирога. Так что Ошская
и Джалал-Абадская бойня – это очередная попытка с помощью объединенных
усилий киргизского криминалитета и административного ресурса (армия,
полиция, спецслужбы) одним махом решить «узбекскую проблему» и накормить
электорат люмпенов. Классический пример – еврейские погромы в Германии в
момент прихода Гитлера к власти.
К глубокому сожалению националистически настроенной киргизской
политической элиты второй «хрустальной ночи» не получилось. Узбекская
диаспора показала себя намного более организованной, чем чудилось в
мозгах новых фашистов. Она не стала добровольно надевать на себя повязки
со «Звездой Давида» как это сделали немецкие евреи. Более того, по
некоторым сведениям, соседние узбекские и киргизские махалли быстро
нашли между собой общий язык и не только прятали соседей, но и дали
совместный достойный отпор кровожадным грабителям-«добровольцам», и даже
представителям милиции и воинских частей, под прикрытием БТРов и орудий
начавших выжигать дома и вытеснять киргизских узбеков за линию границы.
За что, кстати, современные киргизские фашисты уже начали привлекать их
к судебной ответственности «за разжигание межнациональной розни». По
логике киргизских националистов – единственно правильное поведение
нацменьшинства – добровольно подставлять горло под нож титульной нации.
В соседнем Таджикистане на сегодня назревает похожая ситуация.
Пришедшая к власти кулябская верхушка (дангаринская группировка), в
главе с тупым националистом и поклонником Гитлера «главным арийцем мира»
Эмомали Рахмоном воровством и коррупцией разорила некогда цветущую
страну настолько, что таджикские гастарбайтеры стали сегодня в других
странах главным объектом жалости неправительственных организаций и
сердобольных старушек. В итоге советники Рахмона не нашли ничего лучшего
как обвинить во всех своих бедах Россию и соседний Узбекистан.
Ну, а поскольку русских в Таджикистане практически не осталось, то
весь заряд ненависти добравшихся до неограниченной власти продажных
чиновников и обобранных ими таджикских люмпенов обратился на уже много
веков проживающих на этой территории узбеков.
Примечательно, что таджикские узбеки с первых дней независимости
сформировали свою гражданскую идентичность в качестве граждан Республики
Таджикистан, а не Узбекистана. Только 7% представителей этого этноса
намереваются мигрировать за пределы республики. Узбеки чувствуют себя
хозяевами на своих закрепленных традицией территориях расселения и
соответственно воспринимают Таджикистан как «свое», государство. Иначе
сложились приоритеты таджиков, сразу после того как они оказались
титульной нацией в суверенном государстве. К чисто этническим причинам
их ненависти к узбекам стало чувство национальной неполноценности
таджиков, вызванное гражданской войной и разрухой, страх
дезинтегрирующегося этноса перед складывающейся тюркской
этнополитической общностью и т.д.
Обстановку обострило и то, что в отличие от большинства граждан
Таджикистана, после кровопролитной гражданской войны имеющих все же
твердую ориентацию на этнический мир, у властей страны совершенно другие
планы. Проводимое ими административно-принудительное этническое
закрепление отдельных экономических, профессиональных, социальных сфер в
Республике Таджикистан способствует переходу в этническую плоскость
многочисленных напряжений, связанных с перераспределением власти,
реформированием экономики и разделом государственной собственности.
В результате за последние годы в ряде районов страны напряжение между
узбеками и таджиками особенно возросло. Экономическими причинами этого
стало резкое усиление узбекской экономической элиты в годы
независимости, конкуренция за контроль над ресурсами, которая наиболее
остра в экспорториентированных отраслях, где сложились крупные
финансово-промышленные группировки на этнической и клановой основе. К
геополитическим причинам растущей напряженности следует отнести
территориальные проблемы, необоснованность и запутанность
таджикско-узбекских границ, наличие районов с компактным узбекским
населением.
Массовые факты дискриминации узбекоязычной части местного населения,
нарастают по мере развертывания в государственном масштабе антиузбекской
кампании. Так, в рамках принятого 5 октября 2009 года Закона РТ «О
государственном языке» практически во всех органах власти и управления, а
также многих негосударственных учреждениях делопроизводство ведется
исключительно на таджикском языке. При этом руководители министерств и
ведомств, категорически запрещают своим подчиненным из числа узбеков
общаться в рабочее время на своем родном языке. В отношении
«нарушителей» применяются меры административного взыскания, вплоть до
досрочного расторжения трудового контракта без выплаты денежной
компенсации.
Среди руководителей среднего ранга стало модным открыто
демонстрировать свои крайне националистические взгляды. К примеру, даже в
изначально гуманных медицинских учреждениях начальство сегодня открыто
угрожает немедленным увольнением каждого, кто осмелится использовать
узбекский язык при общении как с коллегами по работе, так и с
пациентами. В течение последних двух лет уволено с работы большинство
узбеков, занимавших руководящие должности (заведующие отделами, главные
хирурги, врачи-терапевты и др.). Остальные, с целью сохранить рабочее
место и хоть какой-то стабильный заработок, вынуждены регулярно
преподносить своему руководству денежные вознаграждения, сумма которых в
ряде учреждений в несколько раз превышает месячный оклад (примерно 180
сомони – 40,5 долларов).
Аналогичная кадровая политика проводится в ГУП «Рохи охани
Точикистон» («Таджикские железные дороги») и других ведомствах, ранее
традиционно отличавшихся межнациональной терпимостью в рабочих
коллективах.
С каждым днем усиливается давление на узбекоязычную часть населения
путем проведения периодических арестов под видом борьбы с религиозным
экстремизмом и терроризмом, а также по фальсифицированным обвинениям в
шпионаже, экономических и других преступлениях. Большинство
задерживаемых узбеков незаконно содержатся в ИВС местных ОВД и
выпускаются на свободу лишь после дачи «откупных» сотрудникам милиции за
принятие положительного решения по сфабрикованным материалам.
Четко документированное участие таджикских боевиков в Ошских
событиях, факты обеспечения таджикскими спецслужбами боевой подготовки
отрядов «истинных кыргызов» на таджикской территории и снабжения их
вооружением и боеприпасами тоже говорят о многом.
Несмотря на отчаянный визг, поднятый в проправительственной
таджикской прессе, по поводу, якобы, непричастности этого государства к
Ошским событиям, налицо «генеральная репетиция» будущего геноцида
узбеков на территории Таджикистана. Почитайте таджикские сайты,
послушайте неофициальные речи «арийских вождей» и вас поразит уровень
кровожадности таджикских респондентов по отношению к этническим узбекам.
В мировой прессе давно поговаривали о взрывоопасной ситуации в
Таджикистане. В отличие от Киргизии, где делалась попытка хотя бы внешне
сохранить демократический лоск в межнациональных отношениях, в
Таджикистане все годы независимости шла «научная подготовка» к грядущей
резне. На памятниках в центре столицы выбиты карты с границами «Великого
Таджикистана», президент Э.Рахмон официально объявлен Фюрером всех
арийцев мира, узбеков и «прочих тюрков» открыто объявляют расово
неполноценной нацией. Поэтому грядущая резня в Таджикистане, если не
охладить националистический пыл таджикского руководства, может привести к
гораздо более жестоким последствиям, чем было на юге Кыргызстана. Около
2 млн этнических узбеков или лиц, фактически принадлежащих к этой
национальности в Таджикистане, отличаются от этнических узбеков в
Кыргызстане, прежде всего, тем, что уже имеют опыт ведения
полномасштабных боевых действий в условиях гражданской войны.
Антиузбекская политика, проводимая сегодня Душанбе, зальет кровью не
только Таджикистан. С учетом миллионов таджикских гастарбайтеров,
рассеянных по СНГ, пожар этого межэтнического конфликта перекинется на
все постсоветское пространство. Стоит ли «арийское первородство»
кулябской мафии новых человеческих жертв и страданий?…
Сергей Пастухов, "Белый парус"
|