Кремль постарается убедить Каримова поддержать российскую позицию на Кавказе, считают эксперты Карэн Агамиров
Премьер-министр России Владимир Путин во вторник продолжает свой двухдневный визит в Узбекистан. Сейчас наиболее остро стоит вопрос транскаспийского пути транспортировки нефти и газа, и центральноазиатские страны представляют наибольший интерес как альтернатива российским поставкам сырья, считает руководитель Центра исследования Балкан, Кавказа и Центральной Азии, доктор исторических наук Артем Улунян: - Определяется не только влиянием или попытками влияния стран Евроатлантического сообщества на Узбекистан с целью увеличения масштабов сотрудничества с Узбекистаном. Надо отметить, что это сотрудничество было прервано после мая 2005 года, когда произошел разгон в Андижане демонстрации против режима и подавление этой демонстрации. Такие попытки делались со стороны Ташкента. Речь идет об усилении взаимодействий с Западом до 2005 года. Это был, в общем-то, основной рычаг давления на Москву. В данный момент, конечно, для Ислама Каримова наступает очень важный момент. А именно - это проблема передачи власти. И до сих пор непонятен, кто будет преемником Ислама Каримова. Правящий клан хотел бы быть спокоен за происходящие события в стране и перспективу своего существования в дальнейшем. Поэтому взаимоотношения с Соединенными Штатами, Евроатлантическим сообществом призвано служить и в решении этой внутриполитической задачи.
- Может быть, Москву насторожило еще то, что Каримов не стал публично одобрять действия России на Кавказе на саммите ШОС? - Ни одна из стран членов Содружества не выступала с конкретными заявлениями по событиям на Северном Кавказе и не говорила ничего в поддержку российской точки зрения относительно независимости Южной Осетии и Абхазии. Даже ближайшие союзники России, в частности, Кыргызстан и Таджикистан так и не высказались по данному вопросу определенно. Позиция Узбекистана не является чем-либо особенным с точки зрения центральноазиатских реалий. Но она, вне всякого сомнения, могла насторожить Россию. Более того, я думаю, что сейчас будет сделана попытка убедить Ислама Каримова поддержать точку зрения России в обмен на определенные гарантии для него лично и для того режима, который там существует.
- Возвращаясь к экономическим аспектам визита Путина, возможно ли, что Россия пойдет на то, чтобы платить 300 долларов за тысячу кубометров газа, как Киргизия Узбекистану? - Он не является сейчас даже главной. Речь идет сейчас о том, чтобы сохранить влияние в Центральной Азии и не допустить туда чужаков.
- Удастся ли Путину получить гарантии неразмещения на узбекской территории военных баз США, о чем также эксперты говорят немало? - Ислам Каримов не пойдет на обострение во взаимоотношениях с Москвой, учитывая характер внешнеполитических проблем, возникших у России в отношениях с Евроатлантическим сообществом. Но он постарается, конечно, сделать так, что это решение не будет окончательным. Таким образом, будет подвешивать ситуацию на какое-то время. Разумеется, он не даст полностью никаких гарантий в чистом виде. 2.09.2008
|