В Чехии в эти дни вспоминают вторжение в Чехословакию войск Советского Союза и других стран Организации Варшавского договора в августе 1968 года. К сорокалетию этих событий в Праге открылось несколько выставок. В основном экспонатами выступают документальные свидетельства - фотографии и плакаты. Все это демонстрируется не только в музейных помещениях, но и на улице. На Вацлавской площади в четверг утром будет проведена историческая реконструкция тех событий.
«И приехали танки» - так называется выставка, организованная Национальным музеем Чехии в сотрудничестве с Военно-историческим институтом. Основные экспонаты выставлены на Вацлавской площади, где стоит танк того типа, который использовала советская армия, вступившая в Прагу 21 августа 1968 года. Полностью передана и атмосфера тех дней, царившая в центре города: из динамиков раздаются звуки стрельбы и призывы сохранять спокойствие. Здесь есть и плакаты, которыми жители Праги заполнили тогда весь город. Эпиграфом к выставке служит надпись, которую кто-то тогда оставил на стекле витрины одного из магазинов: «Покажите своим детям музей. Пусть не забудут!» Директор Национального музея Михал Лукеш объясняет, почему для сотрудников музея было лично важно создать такую выставку: «Национальный музей стал своеобразной жертвой вторжения. Советские солдаты его, что называется, расстреляли, поэтому он является символом тех событий. Мы и решили передать атмосферу того времени: выставили плакаты и фотографии надписей, которые люди оставляли на Вацлавской площади в августе 1968 года. Тут стоит и табачная лавка из нашей коллекции, где можно посмотреть газеты, которые выходили в то время. Ну и, конечно же, танк, точно такой же модели, какую использовала советская армия. Без него сложно сделать историческую реконструкцию, ведь Прага была полна танков. На фасаде Национального музея при помощи световых эффектов более выразительно подчеркнуты следы от пуль, которые остались до сих пор».
Вот что вспоминает о тех событиях очевидец Иржи Индра, ныне сотрудник Института современной истории Чехии: «По всему городу было множество плакатов. В первый день их еще не успели сделать, потому что многие были на улицах, а в последующие дни они были повсюду. Некоторые - на русском языке. Например, «Иван, отправляйся домой! Тебя ждет Наташа». Были и надписи на стенах домов: «Москва - 2000 километров» и стрелка. Одна из надписей гласила: «Ленин! Брежнев сошел с ума». Это была единственная возможность выразить свой протест, потому что люди вышли на улицы противостоять солдатам с автоматами полностью безоружными».
В фойе Национального музея выставлено множество фотографий, повествующих о том, что происходило на улицах многих оккупированных городов Чехословакии. Фотографировать в то время было непросто. Технику конфисковывали, пленки засвечивали, а вывезти снимки из Чехословакии за границу удавалось только нелегальным путем. Тем не менее, многое удалось сохранить. Некоторые пленки люди передали в дар Национальному музею. Кроме фотографий, демонстрируются исторические съемки тех событий. На выставке «И приехали танки» представлены документы, связанные с периодом «Пражской весны», а также личные вещи Алексанра Дубчека, главного идеолога экономических и социальных реформ, в то время занимавшего пост главы коммунистической партии Чехословакии. Среди экспонатов - и личные вещи Яна Палаха, совершившего самосожжение в знак протеста против вторжения в Чехословакию войск Советского Союза и стран Варшавского договора. Михал Лукеш надеется, что в эти дни о пражских событиях вспоминают и в России: «Смысл этой выставки - напомнить о событиях 1968 года и их последствиях. Мы никого не хотим попрекать и наоборот, не хотим сделать кого-то героем. Просто считаем, что об этом нельзя забывать. Я надеюсь, что Россия сегодня свободное государство, и к прошлому режиму тоже относится иначе».
Если по Вацлавской площади спуститься к Староместской, то в здании пражской мэрии можно посетить еще одну выставку под названием «Вторжение 1968». На ней представлены снимки фотографа Йозефа Коуделки, которые были опубликованы многими ведущими изданиями мира как свидетельство о произошедшем. Коуделка в то время находился в Чехословакии, и запретил ставить под этими снимками свое имя. Все они были подписаны «неизвестный фотограф». Свое авторство он впервые признал после смерти отца через 16 лет после вторжения, рассказывает сам Коуделка: «Люди мне часто говорят: "ты был храбрым, что в такое время вышел на улицу и фотографировал все, что там происходило". Я себя храбрецом не считаю. Конечно, приходилось убегать, когда слышалась стрельба, потому что не знаешь, целятся в тебя или нет. Но это не настоящая смелость. Кто действительно проявил мужество и храбрость, это были те семь человек, которые вышли на Красную площадь в знак протеста против вторжения в Чехословакию. Это были единственные люди из тех двухсот миллионов, которые имели в себе сверхчеловеческие силы и вышли на демонстрацию даже несмотря на то, что знали: единственный путь, который им уготован c Красной площади – тюрьма».
Событиям «Пражской весны» посвящен и интернет-портал, созданный Институтом современной истории к сорокалетию вторжения. Здесь в онлайн-режиме можно ознакомиться с архивными документами, списком жертв, видеозаписями и полной хронологией событий. Одна из составителей этих страниц, историк Итка Вондрова считает, что переоценить важность тех событий сегодня сложно: «То, что произошло, сегодня расценивается как агрессия по отношению к нашей стране. Меня иногда удивляет, что русские историки называют эти события просто вторжением. Мы все-таки считаем, что это была оккупация. Нас впоследствии не только вынудили вернуться к той системе, которую отвергало общественное большинство, мы наблюдали как свои полномочия вынуждены были сложить политики, которых поддерживал наш народ».
В Либерце, где в 1968 году состоялись не менее бурные протесты против вторжения советских войск, чем в Праге, по улицам города проедут танки, как и сорок лет назад.
|