Uznews.net – Минуло три года с тех пор, как на улицах Андижана были расстреляны сотни ни в чем не повинных людей. Однако, официальные СМИ Узбекистана предпочитают на эту тему отмалчиваться, и простые люди до сих пор не знают всей правды.
Опрос, проведенный среди жителей Ташкента, показал, что девять человек из десяти по-прежнему не имеют достоверной информации о тех событиях. Более того, некоторые из них с удивлением узнают (или делают вид, что до сих пор не знали) о том, что в Андижане правительственные войска расстреляли демонстрацию мирных граждан, среди которых были женщины и дети. А, узнав, стараются не обсуждать эту тему – как бы чего не вышло.
Интересна реакция некоторых представителей молодежи, которым, по большому счету, как они выражаются, «по барабану», что вокруг них происходит. Все, что не входит в сферу их интересов, кажется им малозначительным и недостойным внимания. И только один урок они усвоили хорошо – не высовываться, и тогда все будет путем.
«А что, - говорит один из них – молодой человек по имени Рамиз, - я учусь, работаю, на жизнь хватает. Политикой не интересуюсь, потому что в ней нет ничего хорошего ни с той, ни с другой стороны. А тот, кто под пули лез, сам виноват. Дома сидеть надо было, а не переться с детьми в толпу».
Когда же пытаешься пробиться сквозь этот цинизм и задеть глубинные струны в их душе, то в ответ получаешь ерническое: «Спасибо Папе за наше счастливое детство. В стране должен быть порядок, вот Он его и держит. А то, что вы там пишите, - кому это надо, кто вас читает?..».
Может быть, это своеобразная защитная реакция на действительность? Но это уже, скорее, из области психоаналитики…
«Что вы от нас хотите? – спрашивает пожилой собеседник, пожелавший остаться неназванным. – Откуда мы можем узнать правду, если об этом по радио, телевидению не говорят и в газетах не пишут, или же пишут совсем другое.
Сегодня стало очень трудно ориентироваться, так как источники разные, и информируют по-разному. Кому за что платят, тот о том и пишет. Думаю, что сейчас мы знаем больше о том, что на самом деле происходит в России, чем о реальных событиях в Узбекистане.
Люди, пережившие сталинские времена, до сих пор вздрагивают по ночам от шагов на лестнице и стука захлопывающихся автомобильных дверей. Не только в нас, но и, генетически, в наших детях и даже внуках живет 37-й год. Поэтому многих устраивает, что, официально, у нас всегда все «хорошо и розово», что государство идет семимильными шагами к своему «великому будущему». Вот только мы, старики, не увидим, что же на самом деле ждет наших потомков в этой стране …».
«О событиях в Андижане до нас в те дни доходили какие-то смутные слухи, - рассказывает работник республиканского политического издательства. – Говорили, что многое можно узнать из Интернета, но тогда шел поток достаточно разноречивой информации. Многие сайты блокировались. Получалось, почти как у Жванецкого: «Сами пишем – сами читаем».
Первые дни мы в «курилке» с оглядкой обсуждали свежие новости, потом, как всегда, рутинная работа затянула, и все как-то само собой утихло.
Об Андижане мы вспомнили лишь через год, когда нашему издательству сверху спустили срочный официальный заказ - создать большой красочный фотоальбом об этом городе. Сделано это было, видимо, в пику той информации, которая публиковалась на независимых сайтах в годовщину андижанских событий.
Трудились мы днем и ночью. Работу, которая в обычных условиях делалась бы месяц, выполнили в нереально короткие сроки, и за что руководство было щедро вознаграждено – кое-кто даже получил звание «Заслуженный журналист».
«Написав картину, на полотне не выразишь и полностью не передашь те события трехлетней давности, чудовищность того, что произошло, - говорит известный художник, писатель и философ Вячеслав Ахунов. - Если бы это было возможно, то я, как художник, реагируя на андижанские события, создал бы на площади, где погибли люди, перформанс, акцию.
Я бы вырезал небольшие фигурки из простой бумаги, напоминающие контуры убитых людей, и разложил бы их на андижанской площади. Эти фигурки символизировали бы весь ужас смерти невинно убиенных. И этим бы я выразил свою позицию художника и человека.
К сожалению, до сих пор не известно, сколько людей на самом деле тогда погибло. И не важно, было их 50, 200 или 1 000 человек. Ведь меньшее количество жертв не умаляет чудовищности самого факта массового убийства людей. Да, при всем моем желании эта акция пока остается виртуальной - в моем сознании, но я, по крайней мере, могу говорить о ней…».
«В официальных СМИ до сих не обнародованы итоги парламентского расследования, которое, якобы, позволили вести нашим «карманным» парламентариям, до сих пор не опубликованы списки погибших, - говорит независимый журналист Алексей Волосевич, находившийся в гуще андижанских событий в мае 2005 года.
- Сегодня, три года спустя, власти даже не вспоминают об Андижане, а журналистам, работающим в местных СМИ, запрещено о нем даже упоминать. Поскольку узбекские власти виноваты в том, что можно квалифицировать, как военное преступление, – когда войска без всякого предупреждения открыли огонь по толпе, большей частью состоящей из гражданских лиц, в том числе, женщин, стариков и детей. И сейчас власти делают все, чтобы о тех событиях забыли».
А без правдивой истории у государства и его народа нет и не может быть ни великого, ни какого иного будущего…
Uznews.net