Uznews.net - Прошло три года с тех кровавых событий, в результате которых печально прославился на весь мир город Андижан – областной центр в республике Узбекистан.
Тогда военнослужащие по приказу президента Узбекистана Ислама Каримова потопили в крови выступление своих соотечественников, вышедших на улицы с протестом против судилища над группой успешных бизнесменов, привлеченных к уголовной ответственности по сфабрикованному обвинению в религиозном экстремизме.
В тот и последующий дни Андижан напоминал прифронтовой город: одиночные выстрелы перерастали в автоматные и пулеметные очереди, сожженные автомашины, окровавленные трупы на центральных улицах и тротуарах. И пронзительный страх, словно плотный туман, окутавший каждого андижанца.
Три года минуло с тех пор, когда власти тайком на разных городских кладбищах в безымянных могилах хоронили тех, кто рассчитывал на справедливость избранного ими же самими президента.
Три года сотни андижанских семей продолжают скорбеть над невинно убиенными отцами, братьями, мужьями, детьми. И скорбь их становится во сто крат тяжелее потому, что они не могут положить на могильный холмик цветок, ибо не знают, где похоронен близкий им человек. Еще горестнее становится им от того, что они лишь украдкой, не приведи Господь, чтобы кто-нибудь увидел, могут помолиться за их души.
Три года прошло с того черного дня. Как и чем живет Андижан сегодня? Вспоминают ли люди те трагические дни? За это время многое изменилось в городе.
Давно заштукатурены следы от пуль на стенах, на месте сгоревшего кинотеатра разбита цветочная клумба. Практически, заново отстроены неизвестно кем и зачем подожженные здания областного хокимията и областного театра музыкальной драмы и комедии имени Бабура. На другое место перенесен и сам памятник великому земляку, а площадь, на которой в тот день собрались демонстранты, до сих пор безымянна.
О трагических событиях 13-го мая 2005 года в Андижане сегодня предпочитают просто не вспоминать. Как областные, так и республиканские средства массовой информации, которые в первое время на все лады клеймили позором бунтарей, молчат. И молчание это объясняется, скорее всего, не желанием не бередить понапрасну раны, а стремлением вообще забыть, умолчать, вычеркнуть из истории происшедшее.
Андижанцы, которые хорошо известны даже далеко за пределами Узбекистана своим гостеприимством и открытостью, тут же замыкаются в себе и боязливо оглядываются по сторонам, когда речь заходит о кровавых событиях мая 2005 года. А немногие из тех, кто все-таки решился высказаться, убедительно просили не называть их настоящих фамилий и имен.
- Страх царит в душах не только простых андижанцев, - говорит 35-летний водитель частного такси Абдували. – Мне кажется, что те, кто стоит у власти, боятся еще больше. Иначе, зачем они перенесли памятник Захириддину Мухаммаду Бабуру? Ведь это легко понять и объяснить. Именно у подножия этого памятника складывали трупы убитых демонстрантов. И кого будут вспоминать люди, возлагающие на холодный гранит цветы: своего великого земляка или сотни невинно погибших от рук своих же братьев земляков.
Власти даже пустое место решетками огородили, чтобы, не приведи Всевышний, кто-нибудь вздумал подойти туда. И всегда милиция неподалеку стоит. На всякий случай. Но думаю, что придет время, когда на этом месте будет воздвигнут памятник погибшим в те майские дни.
- Не мне судить, правы или не правы были те, кто вышел на демонстрацию протеста 13-го мая 2005 года, - говорит студент одного из вузов областного центра по имени Хуршид. – Думаю, что время все расставит на свои места. Уверен только в одном - нельзя было говорить с народом на языке оружия. Можно было найти компромиссный вариант, который решил бы проблему без кровопролития. Нужно было только проявить мудрость. Причем, не только Исламу Каримову, мудрость которого разного ранга лизоблюды преувеличивают, но и другой стороны.
- Никогда и никого не проклинала, - говорит домохозяйка Мукаддасхон, - потому что уверена: проклятье возвращается если не к тебе, то к близким тебе людям. В справедливость узбекского суда я давно не верю. Сама я не судья, чтобы кого-то осуждать. Единственное, о чем я прошу Аллаха, чтобы он по заслугам наказал виновных в кровопролитии, виновных в том, что моя соседка Хадича-опа, у которой без вести пропал единственный 20-летний сын, тронулась умом, и вот уже три года каждый вечер ждет у калитки его возвращения с работы.
- Лично я считаю, что три года назад Ислам Каримов принял правильное решение, - делится своим мнением пенсионер Хашимжон Раззаков. – Посмотрите, как изменился за прошедшие три года Андижан. Мне, например, очень даже нравится твердость и требовательность хокима Андижанской области Ахмаджона Усманова. Везде должны быть дисциплина и порядок. Народ нельзя распускать!
- Мне непонятна позиция ряда стран Запада, Евросоюза и некоторых других международных организаций, поначалу объявивших о довольно жестких мерах в отношении Узбекистана, - говорит преподаватель одного из институтов Андижана. – Уже делаются какие-то уступки, послабления правящему режиму. В этом, на мой взгляд, есть и некоторая доля вины находящейся за пределами страны узбекской оппозиции. Думаю, что уже давно настало время, когда необходимо отбросить в сторону свои личные интересы, объединиться и думать об интересах народа.
Как тут не напомнить некоторым из них слова Саади: «Коль вдруг муравьи сообща нападут, осилят и льва, как бы ни был он лют».
Это мнения лишь нескольких собеседников. Но они свидетельствуют о том, что андижанцы не забыли 13-е мая 2005 года. Только каждый помнит и говорит об этом дне по-своему. А иначе, наверное, и быть не может.
Uznews.net