Президент Узбекистана Ислам Каримов взял под личный контроль ГУП «Навоийский горно-металлургический комбинат» (НГМК) — столицу узбекского золота и урана. В соответствии со специальным постановлением кабинета министров, единственным полноправным учредителем предприятия-гиганта является отныне правительство. Постановление 62 «Об утверждении Устава Государственного предприятия «Навоийский горно-металлургический комбинат» и Положения о Наблюдательном совете Государственного предприятия «Навоийский горно-металлургический комбинат» было подписано премьер-министром Узбекистана 4 апреля 2008 года и вступило в силу в конце апреля, после утверждения его президентом страны.
Теперь все действия руководства НГМК будут регулироваться специальным наблюдательным советом, состав которого будет утверждаться ежегодно лично президентом республики.
До недавней поры гигантскому комбинату-золотодобытчику позволялось очень многое. Громадные (по узбекским меркам) зарплаты в $1500-2000, верховенство в руководстве выходцев из России, бесплатный показ российского ТВ, нескромный стиль жизни и даже преобладание русского языка по всей Навоийской области.
НГМК является пока единственным предприятием в Узбекистане, делопроизводство которого ведется на русском языке. При поддержке комбината воздвигнут огромный православный храм в центре города, ставший одной из главных достопримечательностей Навои. Молодые русскоязычные жители Навоийской области, пожалуй, единственные в республике, которые не торопятся с переездом в Ташкент или куда дальше. Достаток позволяет об этом не думать. Пока. По личному указу Ислама Каримова, генеральный директор НГМК — Николай Иванович Кучерский, является с января 2005 года депутатом сената Узбекистана и членом комитета по вопросам бюджета и экономическим реформам. А его первый «зам» Андрей Кустов — членом Комитета по обороне и безопасности того же сената.
Навои находился в Узбекистане на особом привилегированном положении всегда. Приказом по Министерству среднего машиностроения СССР в 1958 году было объявлено о строительстве в узбекской пустыне Кызылкум на базе уранового месторождения Учкудук и золотоносного месторождения Мурунтау горно-химического комбината (позже Навоийского горно-металлургического комбината). Под нужды комбината были построены сразу четыре города: Навои, Зарафшан, Учкудук и Нурабад. Штат сотрудников НГМК формировался исключительно из специалистов, приглашенных из РСФСР, Украинской и Белорусской ССР. Ныне НГМК является крупнейшим на территории СНГ производителем урана и единственным производителем золота 999,9 пробы. Комбинат является поставщиком урана, рения, скандия, фосфоритов в страны Европы, США, Южной Кореи и Японии.
Примерно в середине 90-х годов с комбината начался отток опытных русских кадров в Россию. Чтобы как-то сохранить преемственность поколений (но, главное, уровень добычи и качества золота) власти пошли на беспрецедентную акцию. Официальный Ташкент разрешил руководству комбината приобретать для работников нетитульной нации, которые выходят на пенсию и намерены покинуть страну, квартиры в любом государстве СНГ, в основном в России и на Украине.
В трудовые договоры был включен особый пункт, по которому ветераны имеют право возвращения на историческую родину за счет средств комбината. Но этим правом воспользовались, по неофициальным данным, не более 200 семей. Причем большинство из них уехало не в самые благополучные регионы РФ — Калужскую, Брянскую области, Краснодарский край. Однако силу золота трудно переоценить. И в списках недавно замелькали другие «регионы» — Москва, Долгопрудный, Мытищи, Симферополь. Руководство комбината начало манипулировать «квартирным вопросом», что не могло остаться незамеченным в Ташкенте.
«Чистки» в «русской» столице узбекского золота начались в начале этого года. Как заведено, все происходило под завесой секретности: даже в самом городе о готовящихся проверках знали очень немногие. На кон было поставлено многое: золото и уран, которыми президент не любит бахвалиться, но прекрасно знает им цену. Естественно, что вокруг топ-менеджмента НГМК разгорелась нешуточная шумиха, затронувшая и главного казначея узбекского золота Николая Кучерского.
«Золотой король» ныне остается на своем кресле гендиректора и сенатора, но чистка в его ведомстве не прошла ему даром. Теперь у него новые заместители и новые помощники.
В самый разгар негласного скандала на комбинате руководство республики заявило о своей готовности вдвое увеличить на нем производство золота. Уже в этом году НГМК планирует инвестировать в модернизацию и техническое перевооружение производства 220,7 млрд узбекских сумов (свыше $170 млн). До конца 2012 года намечено осуществить строительство крупного горнорудного комплекса на базе месторождений Зармитанской золоторудной зоны. Проект предусматривает увеличение рудной базы на месторождении «Зармитан», освоение месторождения «Гужумсай», а также модернизацию Марджанбулакской золотоизвлекательной фабрики предварительной мощностью около 10 тонн золота в год. В конце 2010 года комбинат планирует построить пусковой комплекс перспективного золотодобывающего предприятия на месторождениях «Кокпатас» и «Даугистау» (Центральные Кызылкумы).
Второй этап стоимостью около $70 млн включает расширение мощностей комплекса с целью удвоения выпуска продукции. В частности, он включает ведение горных работ открытым способом, строительство комплексов с технологией предварительного обогащения руд. В 2011 году НГМК намерен завершить строительство четвертой очереди карьера «Мурунтау», основной золоторудной базы комбината. В соответствии с программой перспективного развития золотодобывающей отрасли Узбекистана на период до 2012 года, НГМК планирует увеличить производство золота на 26% по сравнению с 2007 годом. Производство золота на НГМК в последние годы составляло 57-59 тонн при общей добыче этого металла в республике порядка 86 т.
Производственный комплекс НГМК объединяет три металлургических завода: в Навои (ГМЗ-1), Зарафшане (ГМЗ-2) и Учкудуке (ГМЗ-3).
После кадровых перестановок комбинат, скорее всего, ждут большие внутренние перемены. В соответствии с распоряжением правительства, именно президентский наблюдательный совет займется всерьез определением стратегических задач и направлений перспективного развития комбината. Кроме того, на спецсовет будет возложена государственная задача по «ежеквартальному изучению финансово-хозяйственной деятельности комбината, в том числе посредством экспертизы обоснованности заключаемых контрактов, схем и условий финансирования». Однако, что самое главное, согласно решению правительства, именно на наблюдательный совет будет возложена задача по «заключению и расторжению (от имени правительства) трудового договора о найме генерального директора и одобрения структуры аппарата управления комбината». Сам гендиректор НГМК отныне будет назначаться на свою должность (и освобождаться) только с позволения правительства Узбекистана. Впервые за всю историю комбината обнародован его уставной фонд, который составляет на конец апреля 980 млрд узбекских сумов ($754 млн). И именно наблюдательный совет, утверждаемый президентом, будет теперь осуществлять контроль за использованием и сохранностью, а также отчуждением имущества, переданного комбинатом государством.
Градообразующий комбинат-гигант, на котором трудятся сегодня свыше 60 тысяч человек, на самом деле, еще не скоро заметит волевые решения правительства. Большинство из рабочих занято не раздачей квартир и переездами, а добычей стратегического для страны сырья. Карьер Мурунтау, глубиной свыше полутора километров, добыча которого ежегодно увеличивается, пока позволяет жить безбедно всем, кто на нем трудится. Вне зависимости от «пятого пункта» и занимаемой должности.
Тимур Джалилов
Источник: Росбалт
|