"Полуповорот" на Запад
О возможности
пересмотра Узбекистаном своей внешней политики заговорили после
пресс-конференции в Москве спецпредставителя НАТО Роберта Симмонса,
сообщившего, что американские военные получат доступ на военную базу на
территории этой страны. Речь, как позже выяснилось, шла не о базе в
Ханабаде вблизи города Карши, где американцы разместились осенью 2001
года и которую использовали в качестве аэродрома-подскока в операциях в
Афганистане. Закрытие в конце 2005 года этой базы, произошедшее по
требованию узбекских властей, означало разрыв с Соединенными Штатами.
Ташкент вернулся в российское политическое пространство, вступил в ОДКБ
и ЕВРАЗЕС, а отношения с Москвой, после подписания одного за другим
договоров о сотрудничестве, поднялись на небывалую за всю историю
отношений, высоту. Вот так Ханабад из военной базы превратился в некий
показатель вектора внешней политики Узбекистана: появление на ней
американцев знаменовало прозападный курс, а ее закрытие совпало с
резким разворотом к Москве.
Именно поэтому известие о
возвращении американских военных в Узбекистан вызвало такой переполох в
российских СМИ. Главный вопрос, которым сейчас задаются комментаторы -
последует ли новый пересмотр внешнеполитического курса?
В 2001
году, когда возник антитеррористический союз Ташкента и Вашингтона,
ответ выглядел следующим образом. Начав военные действия в Афганистане,
союзники сорвали готовившееся наступление Исламского движения на
территорию Узбекистана. Боевики ИДУ, получавшие помощь движения
Талибан, собирались с силами на афганском берегу пограничной реки
Амударья для нового, третьего по счету наступления. Предыдущие рейды
боевиков, совершенные в 1999 и 2000 годах, выявили неподготовленность
узбекской армии. Ташкент обращался за помощью в Москву, однако попытки
подключить Россию и союзников по Договору о коллективной безопасности к
войне с исламистами, успеха не имели. Москва была занята проблемами в
Чечне, не желала, да и не имела возможности открывать "второй" фронт в
Центральной Азии. По этой причине произошел разрыв в отношениях двух
стран: Узбекистан вышел из ДКБ, и демонстративно присоединился к ГУАМ
(куда входили недовольные российской политикой Грузия, Украина,
Азербайджан и Молдавия). Правда, впоследствии Ташкент несколько раз
пытался вновь получить помощь для борьбы с исламистами, и даже заключил
с Москвой контракты на военно-технические поставки. Но они были
сорваны, чем еще раз подтвердили низкий уровень отношений. По мере
охлаждения к России заметно учащались узбекско - американские контакты,
особенно в военной сфере. И осенью 2001 года Ислам Каримов и министр
обороны Дональд Рамсфельд, стоя в ташкентском аэропорту перед
телекамерами, заявили о решении дислоцировать американских военных на
базе в Ханабаде.
Уход США был напрямую связан с их критикой
действий узбекских властей по подавлению демонстрации в Андижане весной
2005 года. Но отсчет нового этапа в российско-узбекских отношениях
начался намного раньше - с неформальной встречи "без галстуков"
президентов Путина и Каримова в Самарканде летом 2003 года. К тому
времени, когда Ташкент потребовал свернуть деятельность американских
военных в Ханабаде, была уже определена концепция узбекско -
российского сотрудничества, нашедшая свое выражение в Договоре о
партнерских отношениях, подписанном весной 2004 года во время
официального визита Владимира Путина в Ташкент. И немалую роль в новом
сближении сыграли проблемы безопасности.
К тому времени
узбекские власти столкнулись с новыми вызовами. На смену Исламскому
движению, чьи отряды были частично уничтожены в ходе военных действий
американцев, пришла подпольная партия исламского освобождения (Хизб ут
тахрир). Воевать с ней привычными методами было бессмысленно:
подпольные кружки создавались во всех регионах страны, быстро проникли
в соседние страны, откуда, как подозревали узбекские спецслужбы,
получали финансовую и иную помощь. В Ташкенте полагали, что без
координации усилий с центральноазиатскими странами и Россией эффективно
бороться с подпольщиками невозможно.
На этот раз в Москве
правильно поняли задачу. Хизб ут Тахрир, как и Исламское движение
Узбекистана, оказалось в списках террористических организаций,
запрещенных в России. Об этом было объявлено накануне той самой важной
неформальной встречи президентов Путина и Каримова в Самарканде. Москва
использовала свои связи с тем, чтобы склонить соседей Узбекистана
включить эти организации в национальные черные списки. Спустя время, в
ОДКБ и Антитеррористическом центре ШОС появились общие досье
террористических организаций, где, конечно, фигурировали исламисты.
После
трагических событий в Андижане Ташкент пошел на сближение с Казахстаном
и Киргизией, и опять основой расширенного сотрудничества стали
двусторонние договоренности узбекских спецслужб с соответствующими
органами этих стран. В итоге из Казахстана, Киргизии и России были
высланы в Узбекистан лица, заподозренные в антиправительственной
деятельности. Причем Москва нередко действовала в ущерб международным
обязательствам, за что приходилось выплачивать компенсации по решению
суда в Страсбурге.
Подобный уровень безопасности, который
обеспечивают Узбекистану его партнеры по ШОС и ОДКБ, не в состоянии
гарантировать ни одна страна на Западе. Соответственно, вероятность
пересмотра Ташкентом всей этой сложившейся системы, крайне мала. Более
того, теперь выясняется, что страны НАТО остро нуждаются в помощи
Узбекистана для продолжения военных операций в Афганистане. Изменение
позиции Ташкента, о котором говорил Роберт Симмонс на пресс-конференции
в Москве, касается авиабазы в Термезе, которую сейчас используют
немецкие военные. К ней будет открыт доступ другим членам НАТО,
изгнанным после андижанских событий, в том числе и американцам.
Последние обязаны использовать немецкие самолеты. Сообщается также, что
по каждому такому случаю необходима отдельно договариваться с властями
в Ташкенте.
Это довольно жесткие условия, и говорить о
принципиальном изменении политики Узбекистана к США не приходится.
Однако ситуация в Афганистане, вызывающая озабоченность Ташкента, может
действительно стать точкой нового отсчета в отношениях двух стран. Судя
по осторожным высказываниям западных военных и дипломатической
активности США, формируется принципиально новая международная схема
сотрудничества, включающая, кроме стран НАТО, и Россию для решения
афганской проблемы. И в этой связи наблюдатели в Ташкенте не исключают,
что открытие доступа к базе в Термезе для натовцев стало результатом
консультаций с Москвой.
Трудно сказать, пойдет ли Узбекистан
дальше в контактах с американцами. Во многом это зависит от того,
насколько американская сторона готова пересмотреть требования к
Ташкенту в области прав человека. Судя по всему, это уже происходит.
Помощник Госсекретаря по вопросам Южной и Центральной Азии Ричард
Баучер в недавнем интервью Русской службе "Голоса Америки" заявил, имея
в виду Узбекистан: "Мы хотим видеть...реальное решение наболевших
проблем с притеснением неправительственных организаций и
препятствованием студенческим обменам". Никаких звучавших раньше
требований о необходимости международного расследования андижанских
событий или соблюдения прав верующих, которые вызывали негативную
реакцию в Ташкенте.
Если изменения в отношениях двух стран и
произойдут, то уже после смены нынешней администрации. В этом случае
США вернутся в страну в качестве одного из игроков. Большая разница в
статусе: в 2001 году Вашингтон появился в Узбекистане как союзник номер
один.
07/ 03/ 2008
Санобар Шерматова, член Экспертного Совета РИА Новости.
|