Впервые за 80 лет в Ташкенте,зарегистрирована самая низкая температура -23 градуса... Нынешняя зима в Узбекистане наступила неожиданно точно по календарю - 1 декабря, что достаточно необычно для южных краев, где морозный период года веками обычно укладывался в сорокадневный срок после зимнего солнцестояния.
Но декабрьские заморозки и снег, еще не очень сильные, и прерывавшиеся краткими оттепелями, по началу никак не повлияли на настроение жителей.Положение усугубил новый натиск холода, к православному Рождеству нарисовавший на климатических картах всей Центральной Азии безрадостную картину, которую мировые информационные агентства уже назвали «смертельной зимой».
В то время, когда за Северным полярным кругом на полуострове Ямал январь 2008 года начался с аномального тепла, в столице Кыргызстана Бишкеке в дни новогодних праздников замерзли насмерть пятьдесят бездомных. В Иране небывалые снегопады парализовали движение на дорогах, в результате чего чрезвычайным службам пришлось спасать из снежного плена десятки тысяч автомобилистов, но восемь человек, оказавшихся запертыми в своих машинах, погибли.
К смертным случаем привели снегопады в горных районах Афганистана. Сход снежных лавин отрезал от сообщения с центром северные регионы Таджикистана. В Туркмении были зарегистрированы рекордные морозы - до минус 31 градуса, не наблюдавшиеся с середины прошлого века. В южных областях Казахстана из-за холодов власти были вынуждены начать веерные отключения электроэнергии.
В Узбекистане зима пока не побила собственных рекордов, отмечавшихся в разные годы минувшего и даже нынешнего века, хотя даже в Термезе - самом южном городе страны, расположенном в климатической зоне сухих азиатских субтропиков, морозы уже достигали минус 20 градусов. Основная неприятность заключается не в абсолютных показателях стужи, а в ее невероятном упорстве. Нынешнему поколению случалось переживать аномальные падения температур гораздо ниже сегодняшних, но не очень долгие - от нескольких суток, до пары недель. Однако «смертельная зима» будто хочет взять измором, не отпускает и не дает передышки.
По всей территории Узбекистана среднесуточные температуры уже больше месяца держатся на 10-12 градусов ниже средней статистической нормы многолетних наблюдений, от чего коммунальная инфраструктура, не приспособленная к долгим холодам, начинает трещать по швам. В относительно благополучном, по сравнению с сельской глубинкой и отдаленными областями, Ташкенте это ощущают буквально «на своей шкуре» не только жители глинобитных домов в частном секторе, но и большинство столичного населения в спальных районах.
Панельные четырехэтажные «хрущевки», равно как и
блочные девятиэтажные дома, построенные после ташкентского
землетрясения 1966 года, по изначальным проектам были рассчитаны на
сейсмическую устойчивость до 9 баллов. Конструкции многих из них, кроме
этого, предусматривают элементы самоохлаждения и защиты от солнечных
лучей, что помогает жильцам переживать летнюю сорокоградусную жару. Но
вот свойств удерживать тепло в них заложено не было.
В «хрущевках» даже мощный напор в отопительных трубах заметно падает от
нижних этажей к верхним, или совсем стопорится в воздушных пробках
радиаторов, не снабженных сливными кранами. При этом навстречу
слабеющему теплу по законам физики падает вниз холодный воздух по
коммунальным шахтам, отделенным от санузлов тонкими фанерными
перегородками.
В девятиэтажных домах конструктивные щели между блоками при строительстве были заполнены изоляционными материалами, но за десятки лет те практически разрушились, в результате чего внешний холод беспрепятственно поступает почти ко всем углам каждой комнаты. Поэтому, если, скажем, в Новосибирске, при морозе минус 35 градусов внутри отапливаемых помещений, будь то офис или квартира, можно ходить в костюмах без свитеров, оставив в прихожей валенки и шубы, то в солнечном Ташкенте уже при минус 6 за окнами ложатся спать под два одеяла, надев теплое нижнее белье и шерстяные носки.
- Отопление в этом году дали неожиданно рано, еще в октябре, и мы радовались, что проживем одну зиму в тепле. Но когда наступили морозы, батареи сделались еле теплыми, и в нашей квартире температура держится не выше плюс 15 градусов. Приходится ходить дома и спать в вязаных вещах, больше двигаться, разминаться и постоянно пить горячий чай, - жалуется пенсионерка, жительница ташкентского района Чиланзар.
Более обеспеченным людям приходится не легче, поскольку бытовые кондиционеры системы «зима-лето», сильно облегчающие жизнь среднего класса в Ташкенте в летнюю жару, на обогрев могут работать в весьма ограниченных пределах, и при отрицательных температурах на улице автоматически прекращают забор и циркуляцию воздуха. Несмотря на то, что предупреждение об этом содержится в инструкции по эксплуатации, в нынешнюю зиму для многих это стало открытием. Поэтому и бедные, и относительно богатые принялись обогревать свои жилища с помощью электрических нагревательных приборов - «козлов», спиралей и т.п., что быстро доконало и без того хилую коммунальную электросеть.
В официальном заявлении, распространенном ГАК «Узбекэнерго», вина за участившиеся отключения света в Ташкенте и пригородах была полностью возложена на самих потребителей, начавших пользоваться самодельными отопительными устройствами. Регулярные отключения света в спальных районах из-за аварий, местами происходящих по 6-7 раз за сутки, действительно сделались неотличимыми от веерных отключений, негласно практиковавшихся в зимы 2000-2005 года. Чтобы не портить картину относительного благополучия, энергетики признали проблему, и призвали население к сознательности, заодно и в отношении своевременных оплат за электроэнергию.
- Я и так часами сижу в холоде и тьме, потому, что даже экономное освещение квартиры вместе с оплатой за прочие коммунальные услуги снимает все сливки с моего не очень то жирного заработка. Теперь нам сообщили, что с 23 января будет новое повышение цен на отопление и горячую воду. Что тут сказать? Понятно, что для него у государства нашлись, как всегда, объективные причины. Но разве от этого легче? Да, отопление в этом сезоне есть. Но тепла нет. Родители, вспоминая навыки своей прошлой жизни, учат нас конопатить щели и заклеивать окна, - высказывает свой скепсис молодой житель города.
Другие горожане, памятуя о том, что постоянные аварии электросетей и отключения света по нескольку раз в сутки преследуют население спальных районов Ташкента практически круглый год, отвечают на увещевания энергетиков руганью.
- На этом квартале девяносто процентов коммуникаций были проложены еще во времена СССР, и с тех пор не менялись ни разу! Электрический кабель горит в любом месте от малейшего перепада в напряжении! Мы меняем одни отрезки, чтобы завтра сгорели соседние! Так и не вылезаем сутками из под земли, в такие морозы, а люди еще на нас ругаются, - возмущается сотрудник коммунальных служб в районе Фархадского рынка.
Но в целом Ташкент не впадает в депрессию от затянувшихся объятий холода. Как в песне поется, «у природы нет плохой погоды», и почти каждое климатическое явление способно принести удовольствие тем, кто настроится на его преходящую благодать. Несмотря на то, что в горных районах Ташкентской области с середины декабря по сей день сохраняется опасность схода снежных лавин, о чем МЧС через операторов мобильной связи каждый день предупреждает рассылкой SMS-сообщений, массы горожан, кому это по карману, каждые выходные устремляются на лыжные курорты в горах Чимгана и Бельдерсая.
В «смертельную зиму» горные курорты под Ташкентом еще не прекращали прием туристов ни на один день. В субботу и воскресенье на их утрамбованных снежных склонах народу не меньше, чем на местных оптовых рынках. На плохо очищенных от снежных заносов горных серпантинах то и дело возникают пробки такси и личных автомобилей: движение здесь плотней, чем на центральных улицах Ташкента.
Семьями и дружескими компаниями люди безудержно предаются радостям зимнего спорта. Лыжи, сноуборд, санки или просто катание на «пятой точке» - это утехи зимы, которая здесь никому не кажется особенно суровой. Чему способствует и микроклиматический феномен Чимгана, где в ясную и безветренную погоду даже в разгар январских морозов из-за интенсивного отражения солнечных лучей от снежного покрова температура в метре от поверхности держится около нуля и выше. Правда, после захода солнца она падает сразу на 15 градусов, но к тому времени отдыхающие разъезжаются.
Зима, между тем, еще не сказала своего последнего слова. После двух ясных и относительно теплых дней очередной атмосферный фронт принес новую непогоду, похолодание и снежные заряды. Согласно прогнозам Узгидрометцентра, как минимум до конца февраля в Узбекистане теплее не станет. В Каракалпакии и Хорезме, а так же в пустыне Кызылкум ожидаются морозы до минус 27 градусов. В Ташкенте днем будет от 3 до 8 мороза, ночью до минус 15 градусов. В горах сохранится опасность схода снежных лавин.