Г-н Меражов сообщил Комитету «Гражданское содействие», что воскресным утром в его квартиру явились 10 вооруженных сотрудников ФСБ во главе со следователем Александром Терентьевым, который показал ему постановление об обыске, полученное по факсу из Татарстана...
Комитет «Гражданское содействие» - Civic Assistance Committee
127006 Россия, Москва, ул. Долгоруковская, д.33, стр.6 т. (499) 973-54-74; (495) 251-53-19 Web-site: http://www.refugee.ru/
Последствия запрета книг Саида Нурси
НОВОСИБИРСКОГО ДОЦЕНТА-МАТЕМАТИКА ОБЫСКАЛИ В СВЯЗИ С ДЕЛОМ «НУРСИСТОВ»
9 декабря 2007 г. в Новосибирске сотрудники ФСБ провели обыск в квартире доцента кафедры высшей математики Сибирского университета потребительской кооперации Илхома Завкидиновича Меражова, который одновременно является президентом мусульманской общественной организации Научно-исследовательский и культурно-просветительский фонд «Медресет-уз-Зехра».
Г-н Меражов сообщил Комитету «Гражданское содействие», что воскресным утром в его квартиру явились 10 вооруженных сотрудников ФСБ во главе со следователем Александром Терентьевым, который показал ему постановление об обыске, полученное по факсу из Татарстана. Пришедшие изъяли всю мусульманскую литературу, в т.ч., Коран, учебники арабского, турецкого и персидского языков, системный блок компьютера, ноутбук, CD и DVD-диски, аудио и видео кассеты, семейные фотоальбомы. Сложив все это на пол, положили сверху несколько брошюр Саида Нурси и сфотографировали, после чего упаковали изъятое без составления описи. Ни копии постановления, на основании которого производился обыск, ни копии протокола хозяину дома не оставили.
По окончании обыска Илхома Меражова под конвоем доставили в управление ФСБ по Новосибирской области, где он с удивлением узнал, что является свидетелем по уголовному делу в отношении организации «Нурджулар», следствие по которому было возобновлено вскоре после признания русских переводов произведений Саида Нурси экстремистской литературой.
В управлении ФСБ свидетеля сфотографировали, дактилоскопировали и отняли паспорт, вместо которого вручили повестку о вызове на допрос на следующий день, после чего отпустили. В понедельник, однако, допрос не состоялся, т.к. в назначенное время следователь Терентьев оказался занят. После 2-часового ожидания на улице доцент кафедры высшей математики, пропустивший из-за явки на допрос 4 пары лекций и семинаров, и его адвокат вынуждены были отправиться восвояси, т.к. г-н Терентьев так и не смог решить, когда у него появится время, чтобы уделить внимание вызванному им свидетелю. Паспорт И.З.Меражову вернули только во вторник, 11 декабря.
Илхом Завкидинович сообщил также, что аналогичный обыск, проведенный в такой же манере, прошел в квартире сотрудника фонда «Медресет-уз-Зехра» К.О.Одилова, которого тоже вызвали на допрос в ФСБ на 10 декабря. И этот допрос также не состоялся. Описанная выше последовательность событий дает серьезные основания опасаться, что г-н Меражов «предназначен» следственными органами для превращения из свидетеля в подозреваемого – иначе трудно объяснить особое внимание, которое сотрудники ФСБ уделили при обыске нескольким брошюрам Саида Нурси.
Здесь необходимо отметить, что, в соответствии с законодательством РФ, наказуемым является распространение экстремистской литературы, но не ее хранение.
«Я никогда экстремисткой деятельностью не занимался, никогда не нарушал законы Р.Ф. и ни в какой экстремисткой организации не состоял и не состою. Также ни в какой организации под названием «Нурджулар» не состою и не знаю. Я мусульманин, совершаю пятикратную молитву-намаз, в 2005 году совершил паломничество - Хадж в г. Мекку» - написал Илхом Меражов в заявлении, адресованном в Комитет «Гражданское содействие».
Уголовное дело по п. «в» ч.2 ст.282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») в отношении организации «Нурджулар» было возбуждено в Татарстане еще в марте 2005 г. В 2006 г. его расследование было приостановлено в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых .
Вскоре, однако, был найден выход из положения. Прокуратура Татарстана обратилась в Коптевский районный суд г. Москвы с заявлением о признании книг Саида Нурси экстремистской литературой. Несмотря на самые положительные отзывы Совета муфтиев России о произведениях богослова и признание их просветительской роли практически во всем мусульманском мире, переводы 14 его книг на русский язык были запрещены к распространению на территории России.
Не помогло и обращение Уполномоченного по правам человека в РФ В.П.Лукина, в котором он просил суд «с особым внимание и осторожностью отнестись к решению вопроса, затрагивающего религиозные права и свободы граждан и законно действующих религиозных организаций».
Как и следовало ожидать, целью запрета книг Саида Нурси оказалось создание законных оснований для репрессий его последователей. О давление на них со стороны правоохранительных органов пресса сообщала еще в начале 2006 г. В правозащитные организации в течение последних 1,5-2 лет также поступали заявления об обысках у мусульман, изучающих труды Саида Нурси, допросах и принуждении их к согласию на проведение психиатрических экспертиз, по результатам которых делались удобные следствию выводы о «зомбирующем» влиянии этой литературы.
3 декабря текущего года было возобновлено следствие по уголовному делу. «Следует отметить, что обыски были проведены одновременно в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске, а также в нескольких десятках иных городов России» - сообщает официальный сайт прокуратуры Республики Татарстан.
В связи с этим считаем уместным привести еще одну цитату из упомянутого выше обращения В.П.Лукина: «Очень важно, чтобы под плохо обоснованным и бездоказательным предлогом борьбы с экстремизмом не допустить вмешательства в дела убеждений и веры миллионов граждан, которое может спровоцировать реальные массовые нарушения их прав на свободу вероисповедания и социально-религиозные конфликты в нашей стране и тем самым избежать повторения практики запретов и гонений в отношении инаковерующих и инакомыслящих, свойственных недемократическим, тоталитарным государствам»
Елена Рябинина, руководитель программы помощи политическим беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие»