Копаясь в своей душе, говорил Лев Толстой, мы иногда выкапываем там такое, что могло бы лежать незаметно. И в самом деле, иной раз, может, и не надо копаться. Потому, хотя бы, что наружу вдруг всплывает такое...
Срываются листки календаря. Настоящее неумолимо уходит в прошлое. С той черной даты, когда пришел он, прошло уже восемнадцать лет.
Многое затянулось пеленой, подзабылось, ушло в область воспоминаний. Сейчас мало кто помнит, что говорил он тогда, но все знают, что снова лгал…
Что если нам и сегодня плохо, и плохо будет еще долго, то этим мы обязаны ему...
Личности в нашей истории и жизни самой коварной, лицемерной, надменной и злобной. А поэтому, чтобы всегда все помнить, помнить, кого и за что "благодарить", надо иной раз покопаться...
В душе, в газетных архивах.
В его душе мы копаться не стали, но перелистали пожелтевшие от времени газетные страницы и сопоставили то, о чем говорилось, с тем, как это воплотилось на деле.
В июне 1990 года в политическом докладе к ХХII съезду Компартии Узбекистана «О ходе и основных направлениях перестройки, задачах обеспечения суверенитета и экономической самостоятельности Узбекской ССР, месте и роли Коммунистической партии Узбекистана в новой политической системе страны и республики» первый секретарь ЦК КП Узбекистана Ислам Каримов говорил:
«Вопрос сегодня стоит предельно остро. Сумеет ли партия сохранить свое единство, дать отпор различным течениям, которые стремятся расколоть ее на фракции и платформы? Насколько быстро сможет она переосмыслить и освоить свою новую роль, овладеть бурными, противоречивыми процессами общественного развития, направить их в созидательное русло? Или верх возьмут стихийные, разрушительные силы, которые приведут наше общество к хаосу и разрушениям?»
Как видим, чтобы не допустить того, чтобы «верх взяли стихийные, разрушительные силы», Ислам Абдуганиевич, не раздумывая, взял власть в свои руки. Что из этого получилось, мы видим сегодня.
«У нас есть все условия ликвидировать нынешнюю зависимость республики по товарам народного потребления. Нужны конкретные, основанные на балансах ввоза и вывоза программы развития легкой и местной промышленности.
В самом деле, почему республика должна завозить четвертую часть потребляемой швейной продукции, треть трикотажных изделий и хлопчатобумажных тканей, почти половину – обуви? Все это можно производить из своего сырья на месте», - говорил первый секретарь ЦК 17 лет назад.
Сегодня Узбекистан экспортирует свои автомобили, но, по-прежнему, завозит продукцию легкой и пищевой промышленности. Только вместо качественных изделий из России, Латвии, Белоруссии, Украины и других союзных республик, узбекистанцы вынуждены приобретать китайский ширпотреб далеко не лучшего качества и потреблять турецкие продукты, порой, неизвестно, из чего изготовленные.
Если раньше почти в каждой области были обувные, швейные, трикотажные фабрики, выпускавшие, хоть и не совсем качественную, но достаточно дешевую и востребованную продукцию, то сейчас 95 процентов из них бездействуют. Давно в загоне находится местная промышленность.
«Долго утверждалось, что республика в корыстных целях раздувала вал производства хлопка-сырца. Пора положить конец этому мифу. Хлопковая монополия насаждалась сверху, силовым давлением, вопреки коренным интересам сельского хозяйства Узбекистана», - заявлял с трибуны съезда нынешний президент.
Такого диктата и силового давления, которое испытывают земледельцы Узбекистана сегодня, они не испытывали даже во времена пресловутого центра. Просто за годы независимости центр переместился из Москвы в «Ок Сарай».
Беспокоили тогдашнее первое должностное лицо и вопросы развития школьного и дошкольного образования, нравственного воспитания молодежи.
«Давно известно, - говорил он, - что только самые прогрессивные производства, рациональная инфраструктура, и, прежде всего, социальная, создают условия для гармоничного развития подрастающего поколения, приобщения его с детства к современному производству, научно-техническому труду».
В те годы, практически, каждый колхоз имел свой детский сад, а некоторые содержали даже несколько детских дошкольных учреждений. Сегодня все они проданы с аукционов, создававшаяся годами социальная инфраструктура развалена, подрастающее поколение с раннего детства приобщается к рабскому труду на хлопковых полях.
А подросшее за годы независимости поколение работает в России, Казахстане и даже соседней Киргизии.
«Если в республике насчитывается около миллиона безработных, то это не потому, что эти люди не хотят работать. Надо признать: это мы, руководители, сегодняшняя организация производства и труда не обеспечили их рабочими местами, жильем, детскими садами, профтехучилищами. Только скромность и терпение народа, его пока сохраняющаяся вера в нас позволяют ему выдерживать жизненные тяготы и заботы», - утверждал Ислам Каримов в июне 1990 года.
А вот строки из недавнего сообщения УзА: «С убытками завершили девять месяцев текущего года Ферганский завод химических волокон, Ферганское городское предприятие «Сувокава», предприятие «ДЭУ Текстайл» в Ташлакском районе. Девять совместных предприятий вообще бездействовали. На пяти промышленных предприятиях допущено снижение объемов производства».
Проблему же безработицы в стране решают достаточно просто. То же УзА, например, рассказывает, как это делается в Республике Каракалпакстан:
« На местах уделяется особое внимание развитию дехканских и фермерских хозяйств, специализированных на животноводстве, а также увеличению поголовья скота и их производительности. Это, в свою очередь, дает возможность обеспечивать занятость сельского населения.
По сведениям Министерства труда и социальной защиты населения Каракалпакстана, в течение девяти месяцев текущего года были заведены трудовые книжки на 4232 человека, занятых на личных подсобных хозяйствах животноводством.
Обеспечиваются крупным рогатым скотом нуждающиеся, многодетные и мало обеспеченные семьи, проживающие на территории сходов граждан махаллей и аулов. С начала года таким семьям было передано 4253 коровы».
Только почему-то коров передано 4253 головы, а трудовые книжки были заведены на 4232 человека. Наверное, на всех не хватило, не успели напечатать.
Да, многое изменилось в жизни народа Узбекистана. Не изменились только его скромность и терпение…