Узбекский драматический театр в Казахстане и Казахский национальный музыкально-драматический театр в Узбекистане друг от друга отделяют всего 200 километров, однако, судьбы у них разные...
Семьдесят лет назад в казахском городе Чимкенте был узбекский драматический театр. У него не было собственной сцены, и спектакли шли на сцене нынешней областной филармонии. Созданный в 1934 году узбекский театр работал вплоть до начала Великой Отечественной войны.
«Потом началась война, и все актеры театра отправились на фронт. Большинство не вернулись, и о театре все позабыли. В архиве сохранился только один снимок, датированный 23-м мая 1940 года, на котором запечатлены восемь актеров. К сожалению, ни имен, ни фамилий никто не знает», - рассказывает известный театровед, корреспондент областной газеты «Жанубий Козогистон» («Южный Казахстан») Закиржон Муминжанов.
Выпускник Ташкентского театрально-художественного института Закиржон Муминжанов всегда мечтал возродить в родном Чимкенте узбекский театр. Он написал много статей об истории этого театра и необходимости его возрождения. И, наконец, в начале 2002 года его пригласил к себе глава администрации Южно-казахстанской области.
«Он сказал мне, что, если я всерьез хочу возродить театр, то должен собрать актеров и попробовать поставить какую-нибудь пьесу, дескать, если получится, будем искать для вас деньги и здание. Мы тут же дали объявление в газету, что, мол, открывается узбекский театр, и требуются актеры», - рассказывает Муминжанов.
За короткий срок труппа была собрана, и уже 10-го апреля того же года в Доме культуры «Дружба народов» состоялась премьера спектакля по пьесе узбекского драматурга Шарофа Башбекова «Темир хотин» («Железная женщина»).
Зрители восторженно приняли этот спектакль - аплодировали стоя, и многие даже не могли скрыть слез радости, ведь это была первая постановка узбекской труппы после полувекового перерыва.
Уже через год, в 2003 году аким Южно-казахстанской области подписал указ о создании Узбекского драматического театра, а через некоторое время здание Дворца культуры города Сайрам, где основное население составляют узбеки, был передан на баланс нового театра.
На церемонию его открытия приехал лично президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он осмотрел здание Дворца культуры и распорядился выделить 300 тысяч долларов США на реконструкцию и ремонт здания.
Таким образом, в Казахстане начал функционировать седьмой по счету национальный театр, и сегодня полумиллионное узбекское население Казахстана всегда имеет возможность увидеть спектакли на родном языке.
Совсем иначе сложилась судьба единственного в Узбекистане Казахского национального музыкально-драматического театра, расположенного всего в 200-х километрах от казахского городка Сайрам - в Мирзачульском районе Джизакской области Узбекистана, где основное население составляют казахи.
Он открылся в 2001 году, и радости этнических казахов, которых в Узбекистане проживает более миллиона человек, не было предела. Уже сразу после его открытия казахи смогли увидеть спектакль на родном языке.
Тогда ни актеры, ни зрители не думали, что спектакль по пьесе казахского драматурга Султанали Балгабаева «Самая красивая невеста» станет последним спектаклем национального казахского театра.
«Из-за отсутствия финансов администрация театра не закупила необходимые материалы для костюмов, аппаратуру, не было средств на зарплату творческому коллективу театра, состоящему из 18 человек, а также на ремонт зрительского зала. В итоге, к 2006 году труппа распалась», - говорит на условии анонимности молодой актер театра.
Ситуация резко изменилась после визита в конце 2006 года в Казахстан президента Узбекистана Ислама Каримова, во время которого он вспомнил об «успешно действующем Казахском национальном театре».
Услышав об этом, сильно напуганные чиновники Джизакской областной администрации сразу же нашли 136 миллионов сумов (около $120 тысяч) на капитальный ремонт здания театра. Ими был направлен огромный «спонсорской десант» в составе десяти организаций области. В итоге здание театра приобрело совершенно новый облик.
Был перестроен репетиционный зал на 350 мест, гримерные комнаты и другие подсобные помещения. Сцену оснастили новыми осветительными приборами. Узнав о неслыханных новшествах, вернулись и актеры.
Пышную церемонию открытия обновленного здания власти устроили в дни праздника Навруз, весной текущего года. В ней приняла участие делегация акимата Южно-казахстанской области соседней республики и представители посольства Казахстана в Узбекистане.
Хоким Джизакской области Муса Анарбаев громогласно объявил о выделении еще 36 миллионов сумов ($30 тысяч) из местного бюджета для приобретения костюмов и прочих расходов и пообещал дальнейшее финансирование театра.
Местные СМИ хором назвали это событием, которое явилось «не только залогом дальнейшего укрепления межнационального согласия в стране, но и развития дружественных и добрососедских связей между Казахстаном и Узбекистаном». На том и разошлись по домам, и тут же «высокая поддержка» закончилась.
«Спустя 5 месяцев чиновники о нас вновь забыли. Обещанные деньги ждем до сих пор. Какой толк от красивого здания и зала, если нет костюмов, нет репертуара, нет, как и прежде, зарплаты. Молодые актеры, собравшиеся после открытия нового здания театра, снова разбежались кто куда. Наши чиновники опять обманули и нас, и зрителей», - говорят актеры.
Теперь они ждут нового визита Каримова в Казахстан. Вдруг он вновь заговорит о казахском театре в Узбекистане, и чиновники вновь прибегут в театр с распростертыми объятиями, шутят актеры.
Сегодня в театре тишина. Нет актеров, нет спектаклей, софиты выключены. А на дверях гримерной, за кулисами пылится старая афиша первого и последнего спектакля казахского театра - «Самая красивая невеста»…