По решению хокима Ташкента более 2800 семей должны переселиться из центра города на его окраины, и на месте их домов будет воздвигнут «Новый город»…
Махалля «Алмазар» (в переводе с узбекского языка – «Яблоневый сад»), находящаяся неподалеку от площади Дружбы Народов, на территории которой находятся древние захоронения, датируемые XVII веком и другие исторические памятники, а также прилегающие к ней махалли Укчи и Чакар в самое ближайшее время будут полностью снесены.
На их месте, приблизительно, до 2012 года будет возведен высотный бизнес-комплекс с банками, гостиницами, прудами и прочими сооружениями, уже одобренный лично президентом страны Исламом Каримовым и названный «Новым городом».
При этом все жители глинобитных домов, так называемого, «старого города» будут расселены по новым квартирам на периферии Ташкента, чем они крайне недовольны.
Вот уже более года решением хокима города за номером 276 прописка в этих махаллях запрещена, и дома в них ни продать, ни обменять, ни подарить невозможно. Однако, если бы не существовало этого «решения», любой дом на земле, находящийся в этих махаллях, да и в любом центральном районе Ташкента, можно было бы продать сейчас за 50-80 тысяч в долларовом эквиваленте.
А на эти деньги можно было бы купить в тех же районах метро «Дружбы народов» или «Хамида Алимджана» 4-5-комнатную квартиру со всеми удобствами. И это известно любому ташкентцу.
Но власти города решили, что и аналогичные квартиры стоимостью от 10 до 23 миллионов сумов (1 доллар США равен 1255 узбекским сумам), но находящиеся на самых окраинах Ташкента – массивах Сергели и ТТЗ – будут для жителей центральных махаллей вполне достаточны.
При этом, существует Постановление Кабинета Министров республики за подписью премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзияева «Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков гражданам и юридическим лицам в связи с изъятием земельных участков для государственных и общественных нужд» от 29-го мая 2006 года за номером 97.
Из него следует, что изъятие земельных участков осуществляется с условием предоставления гражданам «в собственность другого равноценного благоустроенного жилого помещения площадью не ниже социальной нормы площади жилья и выплаты стоимости насаждений.
Либо «выплаты гражданам стоимости сносимого жилого дома, иных строений, сооружений и насаждений».
А также «при несогласии с оценкой, произведенной отделами по земельным ресурсам и государственному кадастру районов (городов) собственник имеет право обратиться для оценки имущества к независимым оценщикам, имеющим соответствующую лицензию».
Вместе с тем, жители махалли «Алмазар» с нынешними действиями властей не согласны категорически.
«Семья из четырех человек получает 3-х комнатную квартиру, либо, если они не согласны, около 20 тысяч долларов, но на эти деньги они даже 2-х комнатную квартиру в центре Ташкента купить не в состоянии», - сокрушается житель махалли «Алмазар» Алибек (все имена жителей этой махали по их просьбе изменены, и любые совпадения случайны).
«При этом дома не сносят подряд, а как по зернышку, в шахматном порядке, и если я не хочу продавать мой дом, то вынужден буду это сделать как можно скорее, поскольку вокруг меня уже нет ни соседа, ни деревца – одна пыль и грязь», - жалуется другой житель этой же махалли Алишер.
«Нас всех как будто депортируют отсюда. Но почему я должен уезжать? Здесь у нас центр города, рядом метро, базар, можно сказать, пуп земли, здесь жили мои отец и дед, это моя земля, и я должен со всей своей семьей ехать на периферию, - возмущается Акмаль-ака. – В постановлении Кабмина сказано - «в связи с изъятием». Представьте, к вам домой придут и захотят его «изъять». Хрен они что-то получат!»
«Нас выселяют в никуда. Если есть чан для воды, то, я считаю, этот чан надо сперва наполнить. Дома еще не построены, а нас уже выселяют!», - говорит, на условиях анонимности, его сосед.
«Один раз живем! Пусть меня повесят, но я скажу! Я никого не боюсь! – плача, говорит женщина, поначалу назвавшая свое имя, но впоследствии также попросившая ее не упоминать. – Что они с нами со всеми делают? Узбеки узбеков гнобят!»
В глазах всех жителей махалли читается откровенный страх за свое будущее: где и как они будут жить, и не случится ли с ними что-либо в случае огласки их трагедии?..
За комментариями мы обратились к председателю специально созданного Штаба и комиссии (по сносу этих трех махаллей и расселению их жителей) Мухаммадамину Иргашеву.
«Согласно прошлогоднему решению хокима Ташкента эти территории выделены совместному узбекско-корейскому строительному предприятию «Jisong Korea Industrial» для строительства большого бизнес-комплекса под названием «Новый город», строительство которого завершится, примерно, к 2012 году, - рассказывает Иргашев.
- Жителям этих трех махаллей решением городского хокимията, выделяются квартиры, в частности, в районе ТТЗ у нас уже сдается дом, примерно, из 50 квартир. На Сергели-5 сейчас ведутся проектные работы по постройке домов самых последних серий – это 4-5-этажные кирпичные дома.
В зависимости от количества членов семьи, каждая из них получит квартиры. Государство уже оплатило их стоимость, из расчета: за 1-комнатную – 10 млн. сумов, 2-комнатную – 15 млн., 3-комнатную – 17 млн., 4-хкомнатную – 20 млн. и 5-комнатную квартиру – 23 млн. сумов.
Многие здешние жильцы ждут начала строительства этих домов. И те из них, чьи дома уже снесены, временно обеспечены съемными квартирами.
На сегодняшний день мы переговорили уже, примерно, с 200 семьями, и ни одна из них не жалуется. Тот, кто не хочет въехать в предлагаемую нами квартиру, может получить компенсацию в денежном эквиваленте.
Всего же в прошлом году в данных махаллях было зарегистрировано около 2860 семей, и каждой из них будет выделена отдельная квартира из расчета 16 кв. м. на человека. И всех это устраивает. Все письма граждан, которые были написаны Омбудсману, в Кабинет Министров, в Аппарат президента и другие инстанции, изучены, и ни одного подтверждения этих жалоб не нашлось.
Дело в том, что все, кто жаловались, в нашем Штабе даже ни разу не побывали, и ранее питались одними лишь слухами, не зная подлинную суть вещей. Но после того как мы им разъяснили подлинную суть вещей, жалобы прекратились.
По поводу районов заселения: у нас нет возможности расселить все эти семьи в центре города. Потому что дома на Сергелях и ТТЗ строятся в счет нашего совместно с Кореей инвестиционного проекта, то есть компания « Jisong Korea Industrial» выделяет в качестве залоговой суммы, примерно, по 1 тысяче долларов США за квадратный метр земли.
Они нам перечислили около 40 млн. долларов на построение жилья, но теперь даже этой суммы уже не хватает, поскольку цены на жилье в Ташкенте повысились. А других источников средств у нас нет. Откуда мы возьмем деньги на квартиры в центре города?
Проект «Нового города» может окупиться только через, в среднем, 10 лет, и только после этого прибыль начнет поступать на счет государства. А если проект не закончится, и корейцы все здесь оставят в недостроенном виде, кто все это строительство окупит? То есть, я хочу сказать, мы тоже рискуем. Поэтому мы не можем из госбюджета тратить дополнительные финансы.
Но имейте в виду, сейчас, к примеру, в махалле «Алмазар» в одном доме на 20 сотках проживает семейство, состоящее из 19 небольших семей – всего 81 человек. В этом дворе нет никаких нормальных условий. А мы каждой из этих семей предоставляем отдельную квартиру со всеми удобствами. Чем они могут быть недовольны?
И сегодня, в год, объявленный нашим президентом годом социальной защиты населения, я считаю, сделано очень много, и недовольных не будет…
…Между тем, как описано выше, «недовольных» все еще много, и большинство из них в своем стремлении остаться на родной земле хотят «стоять до конца». Может быть, «разъяснительные работы» до них еще не дошли?..