Главная » 2007»Июль»11 » Правозащита или прикрытие властей от "западного" гнева?
Правозащита или прикрытие властей от "западного" гнева?
01:43
Информация от Deutsche Welle(Немецкой Волны).Как сообщают узбекские информагентства, на 11-е июля в Ташкенте запланировано проведение «круглого стола», посвященного институту омбудсмена в Узбекистане. Вроде как речь там должна идти о том, насколько законодательство республики способствует выполнению правозащитных задач омбудсмена. Формулировки официального пресс-релиза звучат путано, а комментарий в бюро уполномоченного по правам человека Узбекистана «Немецкой Волне» дать отказались. Поэтому пусть не сердятся на нас омбудсмен Сайера Рашидова и ее помощники, если мы что-то упустим из виду, рассказывая об их деятельности.
Для начала, в процессе подготовки этого сюжета, мы решили позвонить по телефону «горячей линии» омбудсмена Узбекистана и пожаловаться на свою судьбу. Поделиться информацией о том, что корреспондентов «Немецкой Волны» аккредитовывать никто в Ташкенте не собирается, а это, естественно, лишает их возможности работать, что в свою очередь, наверное, является нарушением права на труд… Но, как выяснилось, «горячей линии», заявленной на Интернет-странице омбудсмена, уже нет, и жалобы принимаются только в письменной форме, по почте, и ответа ждать – месяц...
Вообще, мы задумались над вопросом, для чего в Узбекистане существует институт омбудсмена? Какими полномочиями наделена Сайера Рашидова? Может ли она реально кому-то помочь в решение некоей конкретной проблемы? Известный правозащитник Талиб Якубов, председатель Общества прав человека Узбекистана, вынужденный покинуть родину и проживающий сегодня за ее пределами, считает, что институт омбудсмена в Узбекистана – это профанация:
- Омбудсмен в стране с авторитарным режимом – это нонсенс. Подобный институт становится щитом между властями и международными демократическими институтами. Омбудсмен как бы берет огонь на себя. И именно это происходит в Узбекистане. Как только в страну приезжает зарубежная делегация, ее сразу ведут к Сайере Рашидовой, которая всеми правдами и неправдами затушевывает ситуацию. Институт омбудсмена в Узбекистане никакого отношения к демократии не имеет.
При этом, согласно официальным ташкентским источникам, омбудсмен занимается рассмотрением жалоб о нарушениях прав и свобод человека и принимает меры по их восстановлению, содействует совершенствованию законодательства Республики Узбекистан, просвещает население по вопросам прав и свобод человека, проводит мониторинг соблюдения прав и так далее. Плюс омбудсмен ежегодно отчитывается перед народными избранниками о своей деятельности, поскольку уполномочен он (а в нашем случае – она) заниматься правозащитной деятельностью парламентом Узбекистана. Отчеты действительно имеются, и подробнейшие. И с ними можно даже ознакомиться на сайте омбудсмена, что мы, кстати, и сделали.
Правда, по словам правозащитника Талиба Якубова, отчеты – отчетами – а дело, как говорится, не идет:
- Я занимаюсь правозащитной деятельностью уже с 1992-го года. И никогда ни от кого не слышал, чтобы омбудсмен кому-то помог. Наоборот. Люди к нам в Общество прав человека приходили и жаловались на бездействие бюро омбудсмена. Они ничего не решает. Она принимает обращения и переправляет их, например, в прокуратуру. И потом ждет! И вообще больше не интересуется судьбой обращений.
Если верить отчету омбудсмена за 2005-й год, опубликованному в Интернете, то в бюро уполномоченного по правам человека поступило более пяти тысяч обращений. Из них больше половины связаны с нарушением прав на свободу, личную неприкосновенность, гуманное обращение, уважение достоинства и справедливое судебное разбирательство. То есть – даже из этого официального, «сухого» документа видно, с чем – самые большие проблемы. Так, около 400 граждан сообщили Сайере Рашидовой о своем несогласии с процессом ведения следствия. Более 200 человек пожаловались на действия сотрудников правоохранительных органов. Цифры в масштабах страны, наверное, не самые огромные, но, как нам кажется, весьма показательные. И, надо полагать, омбудсмен и его помощники направили жалобы далее, на рассмотрение соответствующих органов.
По словам Талиба Якубова, это, конечно, хорошо, что в отчете омбудсмена указано на проблему соблюдения прав и свобод граждан правоохранительными органами, но что дальше?
- Ну, им же надо отчитаться! Эти документы рассылаются в различные международные институты. Им же надо показать, что здесь что-то делается…
Интересно, что в 2005-м году наибольшее количество обращений от граждан поступило к омбудсмену в мае. Как Вы помните, именно в этом месяце были трагические события в Андижане, с разгоном демонстраций и сотнями человеческих жертв…
По словам Талиба Яубова, только из числа членов его организации – Общества прав человека Узбекистана (ОПЧУ) – за решеткой уже находятся десять человек. И с наибольшими проблемами в осуществлении своей деятельности правозащитники столкнулись опять-таки после андижанских событий. А представительство ОПЧУ в Андижане вообще пришлось закрыть…