Инициативы по интеграции
постсоветских государств, которыми оказался богат 2011 год, требуют
сформулировать свою позицию по отношению к этому процессу и от
Узбекистана - первой по населению и второй по размеру экономики страны
Центральной Азии. Полностью отказываться от выгод участия в
интеграционных проектах Ташкент не хочет, но и к перспективе появления в
СНГ работоспособных надгосударственных структур узбекские власти
относятся пока прохладно.
4 октября В. Путин опубликовал в
"Известиях" программную статью о перспективах создания Евразийского
союза. Вслед за ним с аналогичными публикациями выступили президенты
Белоруссии и Казахстана. 18 октября 8 из 11 стран СНГ - Россия, Украина,
Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия, Молдавия и Таджикистан - на
саммите в Санкт-Петербурге подписали договор о создании Зоны свободной
торговли. Стержень постсоветской интеграции – Таможенный союз России,
Казахстана и Белоруссии, к которому в октябре присоединилась Киргизия, в
скором будущем должен трансформироваться в Единое экономическое
пространство. В случае успешной реализации этого проекта на его базе
может быть создан Евразийский союз, в рамках которого возможно введение
единой валюты с единым эмиссионным центром.
Узбекистан наряду с
Украиной относится к числу крупных "неприсоединившихся" стран СНГ. На
позицию официального Ташкента влияют два ключевых фактора. С одной
стороны, выгода от снятия таможенных барьеров, резкого расширения
внешних рынков и повышения темпов экономического роста несомненна. С
другой стороны, присоединение к интеграционным объединениям с
надгосударственными структурами входит в противоречие с официальным
курсом Ташкента на борьбу с наследием "тоталитарного прошлого". От
активного участия в интеграционных проектах Узбекистан пока
воздерживается, не пожелав войти ни в Таможенный союз, ни в Зону
свободной торговли государств СНГ.
Выступая 12 октября на
торжественном собрании, посвященном 19-летию принятия конституции,
президент Узбекистана И. Каримов отметил, что интеграционные процессы
сегодня имеют огромное значение, но "различные межгосударственные
объединения", по его словам, могут выйти "за рамки экономических
интересов" и приобрести "политическую окраску и содержание", что "может
негативно повлиять на уже установившиеся связи и сотрудничество членов
объединения с другими внешними партнерами, развитие интеграционных
процессов с третьими странами".
20 декабря И. Каримов принял
участие в неформальной встрече глав государств СНГ в Москве, где
выступил с заявлением в поддержку евразийской интеграции. "Несмотря на
имеющиеся проблемы в интеграционном развитии, у СНГ есть будущее, -
цитирует его выступление РИА "Новости". - Оно должно играть роль
координатора нашего многопланового взаимодействия, а также оставаться
платформой или форумом для прямого общения, поддержания регулярного
межгосударственного диалога". Евразийская интеграция, по его словам,
"это наше будущее, это тот путь, то направление, по которому все должны
двигаться", а польза от СНГ несомненна, так как Евразийский союз
является его естественным и закономерным развитием. Однако в сообщении
узбекского национального информагентства "УзА", опубликованном 21
декабря, выступление президента было изложено почему-то иначе. В нем
ничего не сказано о том, что евразийская интеграция является будущим, к
которому все должны стремиться, а главными плюсами существования СНГ
назван "безболезненный демонтаж отжившей системы" и практические
взаимодействия в сфере экономики, безопасности коммуникационных,
транспортных, гуманитарных связей. При этом решение о членстве в новых
интеграционных объединениях Узбекистан будет принимать "на основе
долгосрочных национальных интересов".
Аналогично выглядит и позиция Узбекистана по отношению к ОДКБ. На
последнем саммите организации, состоявшемся в Москве 20 декабря, И.
Каримов заявил, что заключенный в 1992 г. договор о коллективной
безопасности "достойно выполняет свою главную функцию инструмента,
обеспечивающего поддержание суверенитета участвующих в нем государств".
Позитивную оценку президента получило и современное развитие ОДКБ,
включая такие направления ее деятельности, как борьба с терроризмом,
наркотрафиком, транснациональной преступностью, чрезвычайными ситуациями
и т.п. Однако к более тесной интеграции в рамках ОДКБ Узбекистан
относится настороженно. В неформальном саммите ОДКБ, который прошел 12
августа в Астане, И. Каримов не участвовал, в связи с чем президент
Белоруссии А. Лукашенко предложил главам государств ОДКБ принять решение
по вопросу о дальнейшем пребывании Узбекистана в составе организации.
Москва предпочла ситуацию не обострять, и секретарь ОДКБ Н. Бордюжа
заявил, что саммит является неформальным, поэтому президенты сами могут
принимать решение, участвовать в нем или нет. Однако проблема членства
Узбекистан в ОДКБ остается. В 1999-2006 гг. Ташкент уже выходил из
состава организации, и перспективы его дальнейшего участия в ней пока
неясны.
Положение осложняется тем, что Россия намерена реформировать ОДКБ,
сделав ее более эффективной. Одно из главных нововведений – отмена
процедуры принятия решений с согласия всех членов организации (принцип
консенсуса), которую планируется заменить принципом большинства.
Поскольку же Ташкент по многим вопросам имеет "особую позицию", такая
процедура его не устраивает. К тому же у Узбекистана сложились непростые
отношения с большинством соседей, прежде всего – с Киргизией и
Таджикистаном. Конфликт с Таджикистаном развивается уже несколько лет и
периодически выливается в его транспортную блокаду со стороны
Узбекистана. В декабре с/г после случившейся месяц назад перестрелки, в
которой был убит узбекский пограничник, Узбекистан стянул на границу с
Таджикистаном танки и артиллерию, что вызвало панику среди жителей
приграничных районов Согдийской области. Если решения в ОДКБ будут
приниматься большинством голосов, Узбекистан может оказаться в
меньшинстве. Если же Ташкент покинет ОДКБ, ситуация для него может стать
еще более сложной. В этом случае конфликт с Таджикистаном или
Киргизией, согласно 4-й статье Договора о коллективной безопасности 1992
г., будет рассматриваться как конфликт со всеми участниками ОДКБ.
Процесс реформирования ОДКБ уже начался. На последнем саммите
организации в Москве было решено, что для размещения иностранных военных
баз на территории стран ОДКБ необходимо получить согласие всех членов
организации. Причем в Киргизии сегодня находится крупная авиабаза США в
аэропорту Манас, а в Узбекистане – база германских ВВС, которые
используются для поддержки операций НАТО в Афганистане. Превращение ОДКБ
в полноценный военный блок неизбежно поставит Узбекистан перед
необходимостью серьезного геополитического выбора.